Определить в текстах : какие глагольные формы, употребляемые для демонстрации протяженных во времени действий?
Какие глагольные формы передают быстрое движение времени?
Какие глагольные подчеркнуть неожиданность, стремительность действия?
Текст :
1).Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. А между тем заря разгорается, вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары, жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком, сердце в вас встрепенется, как птица.
2).На большой перемене все ребята кинулись в малый зал, а мы с Мишкой еле плелись позади, потому что у меня тоже совершенно пропало настроение выступать. Но в это время нам навстречу прибежала Люся, она крепко схватила нас за руки и поволокла за собой, но ноги у меня были мягкие, как у куклы, и заплетались.
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Скажи – сказать (Ж//З)
2. Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Заряд – заряжать (Д//Ж)
Туго – тужить (Г//Ж)
Угощу – угостить (Щ//СТ)
Друг – дружба – друзья (Г//Ж//З)
3. Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.. .
Рождён – родить (ЖД//Д)
Слуга – служить (Г//Ж)
Отец – отчий (Ц//Ч; Е//нуль звука)
4. Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
Сражён – сразить (Ж//З)
5. Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Звучал – звук (Ч//К)
Визжала – визг (Ж//З)
Рука – ручка (К//Ч)
Мешала – помеха (Ш//Х) Бывают чередования согласных в корне:
уШки-уХо,
освеТило-освеЩать,
заряД-заряЖать,
прилёГ-леЖать,
роЖДён-роДиться.
Бывают чередования гласных:
умИрали-умЕр,
умЕреть-вымИрали,
блЕстели-блИстать,
счИтать-счЕтовод.
Наверное, ты сейчас изучаешь корни с чередованием, в которых правописание гласной зависит от суффикса А.