Определить типы придаточных (определительные, изьяснительные, времени и места), составить схемы предложений (придаточные и главные предложения, как обычно) 1. Куда не обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
2. Голицына, где мы проводили лето, встретила нас разноголосым ребячьим хором
3. Я долго думал, куда мне поехать на каникулах
4. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.
5. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
Новгородские грамоты, за редким исключением, носили деловой характер и служили практическим целям (4). Это административные распоряжения о натуральных и денежных повинностях населения ("перевары пива" — № 3, налоги, исчисляемые в мехах, — № 2) или же частноправовые акты: завещания (№ 23, 42), иск о приданом (№ 9), разного рода челобитные, хозяйственные распоряжения и другие письма.
. В прежние времена существовало устойчивое мнение, что в древней Руси грамотными были лишь князья и попы, да и то не все. Открытие нового массового источника – берестяных грамот – показало, что это представление ошибочно. Авторами многих грамот были ремесленники, холопы, крестьяне и, что особенно показательно, женщины.
. Главную часть берестяной переписки составляют письма, полученные от крестьян или сельских управляющих, их господами. Эти письма содержат крестьянские жалобы о предоставлении семян или инвентаря, донесения управляющих о ходе полевых работ или о состоянии урожая.
Грамоты позволили по-новому характеризовать многие стороны средневековой истории и городской культуры, осветив самые потаенные их уголки, заглянуть в которые еще недавно казалось абсолютно нереальным.
Важнейшим источником являются акты, но, отражая конкретное действие, они писались по традиционному, мертвому формуляру, оставляя за гранью своих сообщений общеизвестные прежде, но неизвестные современному исследователю знания. Так, в договорах Новгорода с князьями, написанных по древнему формуляру, конституционной основой называются «грамоты Ярослава» , духа и буквы которых должен был придерживаться каждый приглашаемый в Новгород князь. Но «грамоты Ярослава» до нас не дошли, и смысл их с трудом может быть реконструирован совокупным изучением косвенных свидетельств.
Археология в ее обычном понимании ввести исследователя в усадьбу и дом средневекового горожанина, показать ему во всех подробностях окружавшую его и изменчивую во времени бытовую обстановку, но она не в силах воскресить человека, заставить зазвучать его голос и дать нам представление о его повседневных заботах, радостях и горестях.
Поэтому находка любой новой берестяной грамоты – маленькое чудо воскрешения давно умершего человека, имя и самое существование которого, казалось бы, навсегда было забыто его ближайшими потомками. Уже найденные к сегодняшнему дню берестяные документы, сообщив нам сотни таких забытых имен, населили Новгород целой толпой говорящих теней рассказать о себе и о своих современниках.
Мы теперь иначе представляем себе и состояние грамотности в древнем Новгороде, и характер внутриусадебных отношений, и те динамические процессы, которые лежали в основе развития новгородской экономики и политики.
Однако главным результатом открытия берестяных грамот является персонификация жилого комплекса, возможность сомкнуть тяготеющие к генерализации вещественные материалы раскопок с конкретностью письменного документа, не только увидеть исчерпывающий репертуар предметов и сооружений, которыми пользовался средневековый новгородец, но и услышать голос этого новгородца.
источник: вики - свободная энциклопедия
Жили-были слова без приставок искать, играть и интересный. И вдруг пришли приставки, да такие капризные, требовательные, твёрдые: они оканчивались на твёрдый согласный. И это были приставки Раз-, Под-, Без- . Но буква И не хотела уходить и подчиняться правилам орфографии. Получились слова-недотёпы: разискать, подиграть и безинтересный. Тут рассердились все ребята. Самые смелые Таня и Ваня стали путешественниками и попали в город, где жили эти слова и буквы. Они быстренько подошли к буквам и словам, стали громко повторять правило про приставки на твёрдый согласный. И вот пришлось букве И уйти и дать место букве Ы, а всё потому, что приставки были русскоязычные и заканчивались на твёрдый согласный. К слову искать пришла приставка Раз- и получилось слово разыскать, к слову играть подошла приставка Под - и слово переделалось в слово подыграть, а к слову интересный пришла приставка Без-, и вышло слово безынтересный. А буква И даже подружилась с буквой Ы, и они теперь быстро меняются местами, когда приставки покидают слово, и оно опять начинается с буквы И: искать, играть и интересный. А ребята Таня и Ваня предупредили приставки и слова, что для приставок Сверх- и Меж- это правило не действует, а после этих приставок пишется буква И. Поэтому все стали радостно стали собираться на праздник, где потом можно было увидеть буквы И и Ы, кружащиеся вместе, а слова танцевали, образовав круг вместе с приставками, они весело подбрасывали ноги, а руками хлопали в ладоши. Славное получилось веселье. Ребята Таня и Ваня стали собираться в дорогу, ведь завтра их ждали занятия в школе. Дома мама только спросила у Вани: “Что-то ты запыхался?“, а остальные взрослые ничего даже не заметили. Всё закончилось благополучно.