Определить проблемы, записать предложениями 1 библиотека — это не сумма книг, а система книг. редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения. книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. и для большого человека нет даром прочтённой книги. она находит место в его сознании. библиотеки — это лаборатории, в которых проектируется мир. открывает мир! 2. по-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. ведь он уверен, что его слово и так весомо. наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. и по тому, как говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. но хоть и трудно — это надо. наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (по д. лихачёву ) 3. как бы ни был увлечён человек , спортом или , он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения. ведь что такое культура? культурным мы называем всё, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия. культурное противоположно дикому. яблоня-дичок даёт кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмёшь. яблоня, над которой работали, даёт плоды большие, красивые и вкусные. это культурное растение. так и в человеке: у него есть культура мысли, если он много учился, и культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он занимался спортом. а культура чувств? культура желаний? культура интересов? эти виды культуры тоже не приходят сами собой, тоже требуют работы, воспитания и самовоспитания. иначе выходит человек-дичок, дикий человек среди развитых, культурных людей. дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, — дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет собой, своим телом, своими движениями, чувствами, интересами. (по с. соловейчику)