Определить проблему по тексту, ! ! (1)впервые в жизни я поймал себя на том, что мне радостно слышать чужую речь. (2)не понимая языка, я слышал то, чего никогда не слышал в , понятной мне речи, а именно: как люди (з)как они замолкают и как ждут своей очереди, как вставляют слово и как отказываются от намерения вставить его, как кто-нибудь говорит что-то смешное и — поразительно! — как люди не сразу смеются, как они смеются потом и как сказавший смешное выдерживает некую паузу для чужого смеха. (4)как ждут ответа на вопрос и как ищут ответ, в какой момент говорят о тебе, ничего не понимающем. (5)интересно, что, когда они говорят со мной, то есть говорят по-, они никогда не смеются. (б)стоит им перейти на армянский — сразу смех. (7)словно смеются над тобой, непонимающим. (8)так вполне может показаться, пока не поймёшь, что смеяться возможно лишь на родном языке. (9)мне не с кем было посмеяться в армении. (ю)отсмеявшись, они спохватывались. (и)улыбка смеха таяла и сменялась улыбкой вежливости. (12)их лица приобретали чрезвычайно умное и углублённое выражение, как бывает в разговоре с иностранцами на плохом языке, когда чем глупее разговор, тем значительнее интонация, а киваний и поддакиваний не сдержать никакими (13)после таких разговоров ноют мускулы лица и шеи от непривычной, неестественной работы. (14)только на родном языке можно петь, цисать стихи, признаваться в (15)на чужом языке, даже при отличном его знании, можно лишь преподавать язык, разговаривать о политике и заказывать котлету. (16)чуть ли не так, что чем тоньше и талантливей поэтическое и живое знание родного языка, тем безнадёжней знание чужого, и разрыв невосполним. (17)мне не с кем было посмеяться в армении. (18)и я был счастлив, когда обо мне забывали. (19)был счастлив журчанием и похрустыванием армянской речи, потому что у меня было полное доверие к говорящим. (20)антипатия к чужой речи в твоём присутствии — от боязни, что говорят о тебе, и говорят плохо. (21)откуда эта боязнь — другой вопрос. (22)переговариваться на незнакомом собеседнику языке считается бестактным прежде всего среди людей, не доверяющих друг другу. (23)среди дипломатов, допустим. (24)мы же доверяли друг другу. (25)более того, мои друзья были настолько тактичны, что при мне договаривались насчёт меня именно на своём, непонятном мне языке, чтобы я не подозревал о всех тяготах организации моего быта: поселения, сопровождения и маршрутов. (26)я слушал чужую речь и пленялся ею. (27)действитель-но, — что за соединение жёсткого, сухого, прокатистого и удивительно мягкого, и, как сказал бы армянин, «нежьного». (28)«джур» — вода журчит в камнях, «шог» — жара над этими камнями, «чандж» — муха, звенит в этой жаре. (29)и вдруг среди всего этого «лолик» — помидор. (зо)андрей, что лучше: «журавль» или «крунк»? (31)и действительно, что лучше? (32)подумать только, «журавль»! (33)и не подозревал, что это красиво. (34)или — «крунк» (35)до чего хорошо! (36)я влюблялся в слова: в армянские и в (по а. битову)
Предложение 14 - 15 - позиция автора. Почему на чужом языке можно только ..- проблема
Что может пленять человека в чужой речи? Как открывается человеку красота родного языка? - проблема. Позиция - в последнем предложении - 36 )
(16)Чуть ли не так, что чем тоньше и талантливей поэтическое и живое знание родного языка, тем безнадёжней знание чужого, и разрыв невосполним.