Определение лексических и словообразовательных норм. вариант 1 цель: закрепление лексических и словообразовательных норм, находить омонимы, подбирать эквиваленты к иностранным словам. алгоритм выполнения: 1: сварка – сварщик 2: рыжая бе́лка - много белка́ 3: удачный день – удачливый человек : я ела мясо и прикусила язык – мы так много болтали, что мама попросила нас прикусить язык. 7: компетенция - осведомлённость 8: темнота (суффикс.) 1. от данных слов образуйте с суффикса –чик или –щик имена существительные со значением лица. сварка, часы, трамвай, стекло, вертолёт, груз, пила, атом, камень, экскаватор, переплёт, доклад, объезд, сплав, весы. составьте существительные для обозначения лица по профессии, которым обучают в вашем учебном заведении, используя другие суффиксы. 2. какие из ниже слов имеют омонимы? запишите их, составьте с каждым из омонимов словосочетания, , что данные слова являются омонимами. образец: лунный свет – высший свет клуб, , брак, ферма, образование, такт, среда, горы, наступить, бродить, досадить, тушить, ключевой, худой, правый, уход, некогда, канитель. 3. определите разницу в лексическом значении слов, составив с ними словосочетания. самолюбие – себялюбие, союзник – сообщник, передний – передовой, чужой – чуждый, демонстративный – демонстрационный, угодный – угодливый, здравица – здравница, адресат – адресант. 4. с данными словосочетаниями составьте по два предложения: а) чтобы сочетание употреблялось в прямом смысле; б) чтобы сочетание выступало в роли фразеологизма. не находить себе места, кормить завтраками, ходить на цыпочках, сесть в лужу, намылить шею, выйти из строя, связать руки, не вытянешь клещами, висеть на хвосте, каши не сваришь. 5. в словах имеются омонимичные корни. запишите слова, группируя их по значению корня. горький, гористый, горчить, горе, горчица, горемыка, пригоршня, горбиться, городской, пригорок, горевать, загорать, пригорюниться, гордый. 6. перепишите, вставьте пропущенные буквы. слова, относящиеся к заимствованной лексике, подчеркните и с некоторыми из них составьте 4-5 предложений. оп…озиция, оп…онент, кристалл…, кристалл…ный, кристал…ический, крос…ворд, фур…ор, пер…он, крос…овки, кас…ета, ал…юминий, ап…ел…яция, рос…ия, матрос…, матрос…кий, гал…ерея, эл…егия, ил…юстрация, кар…икатура, тер…ас…а, тон…ель, иску…тво, искус…ный, привил…егия. 7. замените заимствованные слова эквивалентами: конверсия, триллер, менталитет, меценат, мизерный, нувориш, оппонент, панацея, паритет, пиар. 8. перепишите, вставьте пропущенные буквы. определите, каким образованы следующие слова. статья, преуспел, насл…ждение, прор…стание, изд…вна, (не)трудный, орк…странтка, жизнеописание, оз…главить, синь, п…ликлиника, (грохот) батарей, свеж…сть.
Усилиями лингвистов собран богатый материал по теме "Языки городов". Известно, что местные названия разных вещей могут привести к непониманию между жителями разных городов. Как, например, правильно называть высотный дом: "башня", "высотка", "каланча" или "свечка"? В Москве одно подъездный жилой дом в семь и более этажей называют башней, в Липецке - высоткой, а в Ярославле Владимире, городах Поволжья, Урала и Сибири - свечкой. От Санкт-Петербурга до Москвы неполных семьсот километров, но даже москвичи и питерцы одно и то же зачастую называют разными словами. Москвичи называют прилегающий к мостовой край тротуара, выложенный бордюрным камнем, бордюром, а жители северной столицы - поребриком. А сколько таких различий найдется в диалектах других регионов нашего огромного края? Собранные вместе, они составляют богатство словарного запаса национального языка.