ОЧЕНЬ НУЖНО! + Определите и запишите ГЛАВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, содержащуюся в тексте.
(1)Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов с детства был очень любознательным. (2)Всё волновало пытливый ум: откуда появляются тучи? (3)Почему луна меняет свой облик, превращается в месяц, а потом становится круглой? (4)Что за таинственное сияние загорается в зимние ночи на небе? (5)А что в самом центре Земли находится?
(6)Грамотные люди подсказали мальчику, что надо прочитать много книг, чтобы получить глубокие знания. (7)Отец Ломоносова хотел, чтобы сын продолжал его рыбацкое дело, но Михаил мечтал учиться. (8)В 19 лет он зимой, пешком ушёл в Москву, чтобы сесть за парту с детьми вдвое младше него. (9)Ломоносов учился так усердно и успешно, что его отправили в Петербург, а потом за границу, к передовым учёным того времени. (10)Множество наук изучил Ломоносов, но так и не получил ответы на свои детские вопросы.
(11)И тогда, вернувшись в Россию, он стал отвечать на эти вопросы сам. (12)Мы и сегодня пользуемся его открытиями в физике, химии, астрономии, геологии. (13)Главный университет страны основан Ломоносовым и носит его имя. (14)Не теряйте своей любознательности, оставайтесь верными своей мечте — и тогда вы тоже сможете совершить свои великие открытия!
(По В. Воскобойникову)
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Скажи – сказать (Ж//З)
2. Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Заряд – заряжать (Д//Ж)
Туго – тужить (Г//Ж)
Угощу – угостить (Щ//СТ)
Друг – дружба – друзья (Г//Ж//З)
3. Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.. .
Рождён – родить (ЖД//Д)
Слуга – служить (Г//Ж)
Отец – отчий (Ц//Ч; Е//нуль звука)
4. Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
Сражён – сразить (Ж//З)
5. Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Звучал – звук (Ч//К)
Визжала – визг (Ж//З)
Рука – ручка (К//Ч)
Мешала – помеха (Ш//Х) Бывают чередования согласных в корне:
уШки-уХо,
освеТило-освеЩать,
заряД-заряЖать,
прилёГ-леЖать,
роЖДён-роДиться.
Бывают чередования гласных:
умИрали-умЕр,
умЕреть-вымИрали,
блЕстели-блИстать,
счИтать-счЕтовод.
Наверное, ты сейчас изучаешь корни с чередованием, в которых правописание гласной зависит от суффикса А.