Объясните подчеркнутые орфограммы. прокомментируйте в каждом случае употребление вопросительного и восклицательного знаков. объясните знак при выделенном слове
Жил-был мышонок, звали его Пик. Выглянул как-то Пик из норки и говорит: «Кушать хочу. Чем бы поживиться?» Выбежал мышонок из норки поискать, что бы ему съесть. Видит, лежит на полу кукла. Девочка играла и оставила. «Какая красивая кукла, вкусная наверно», — думает Пик. Подбежал к кукле. Хвать ее зубами и сразу выплюнул. Нет, не вкусная кукла. Нельзя ее съесть. Посмотрел по сторонам, видит, лежит на полу карандаш. Красивый, красный. Мальчик рисовал и оставил. «Красивый карандаш, вкусный наверно», — думает Пик. Подбежал к карандашу, хвать его зубами и сразу выплюнул. Не вкусный карандаш, грызть его можно, чтобы зубки поточить, а в пищу не годится. Посмотрел по сторонам, видит, лежит газета. Папа читал и забыл. «Ах, какая газета! Вот ей я точно наемся», — думает Пик. Подбежал к газете, хвать ее зубами и давай жевать. Пожевал немного и выплюнул. Не вкусная газета, не хочется ее кушать. Вдруг, почувствовал Пик, что чем-то вкусно пахнет. Смотрит, лежит на полу кусочек сыра. Кто-то уронил его. «Вот что я съем», — подумал Пик. Подбежал мышонок к сыру, хвать его зубами, и не заметил, как съел весь кусочек. «Вкусный сыр, жаль, что закончился», — подумал Пик и побежал спать к себе в норку.
определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при союзных слов который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое];
изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства];
времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложений, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки];
места (указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность);
образа действия (указывают на образ или выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала); меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться);
причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно);
цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при союзов чтобы, для того чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?);
-условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю);
сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при союзов как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы);
уступительные (указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): (Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно];
следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при союза так что): [Уже поздно], (так что пойдем домой);
присоединительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто).
Сказка про голодного мышонка
Жил-был мышонок, звали его Пик. Выглянул как-то Пик из норки и говорит: «Кушать хочу. Чем бы поживиться?» Выбежал мышонок из норки поискать, что бы ему съесть. Видит, лежит на полу кукла. Девочка играла и оставила. «Какая красивая кукла, вкусная наверно», — думает Пик. Подбежал к кукле. Хвать ее зубами и сразу выплюнул. Нет, не вкусная кукла. Нельзя ее съесть. Посмотрел по сторонам, видит, лежит на полу карандаш. Красивый, красный. Мальчик рисовал и оставил. «Красивый карандаш, вкусный наверно», — думает Пик. Подбежал к карандашу, хвать его зубами и сразу выплюнул. Не вкусный карандаш, грызть его можно, чтобы зубки поточить, а в пищу не годится. Посмотрел по сторонам, видит, лежит газета. Папа читал и забыл. «Ах, какая газета! Вот ей я точно наемся», — думает Пик. Подбежал к газете, хвать ее зубами и давай жевать. Пожевал немного и выплюнул. Не вкусная газета, не хочется ее кушать. Вдруг, почувствовал Пик, что чем-то вкусно пахнет. Смотрит, лежит на полу кусочек сыра. Кто-то уронил его. «Вот что я съем», — подумал Пик. Подбежал мышонок к сыру, хвать его зубами, и не заметил, как съел весь кусочек. «Вкусный сыр, жаль, что закончился», — подумал Пик и побежал спать к себе в норку.
Виды придаточных предложений:
определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при союзных слов который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое];
изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства];
времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложений, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки];
места (указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность);
образа действия (указывают на образ или выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала);
меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться);
причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно);
цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при союзов чтобы, для того чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?);
-условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю);
сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при союзов как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы);
уступительные (указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): (Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно];
следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при союза так что): [Уже поздно], (так что пойдем домой);
присоединительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто).