Объясните графически написание слов с чередующейся гласной в корне.
С какими другими видами орфограмм – гласных в корне вы
встретились при выполнении данного упражнения?
1. Луна во мгле перебегала из тучи в тучу и курган мгновенным блеском
оз_ряла. (А.Пушкин)
2. Вода сбыла и мостовая открылась и Евгений мой спешит, душою зам_рая,
в надежде страхе и тоске к едва см_рившейся реке. (А.Пушкин)
3. З_ря вечерняя бледнеет за горою и падает с ветвей жемчужная
роса.(Н.Гумилев)
4. Тихо небо г_рело своими огнями в бездонной синеве и казалось ему ч_жим
и д_леким.(В.Короленко)
5. Они долго стояли у ворот глядя вдаль и разговаривая ш_потом.
(М.Горький)
6. Наполеон тому назад более четырех часов проехал из Дорогомиловского
предместья через Арбат в Кремль и теперь в самом мрачном распол_жении
духа сидел в царском кабинете кремлевского дворца. (Л.Толстой)
7. Самые зловещие слухи о пол_жении армии доходили до него дорогой и
вид беспорядочно бегущей армии подтверждал эти слухи. (Л.Толстой)
8. Молния бл_снула совсем рядом и осл_пительный свет ударил в глаза.
9. Зонтики с семенами по размерам напом_нали настоящие зонты и при
легком прик_сновении обрушивали на землю щекочущий лицо дождь зерен.
(С.Алексеев)
10. Весла гребцов медленно, лениво, неровно опускались в морскую лазурь и
бл_стели на солнце сп_давшими с них алмазными каплями. (Д.Мордовцев)
деятельности; при этом Г. возможна благодаря тому, что в сознании говорящих имеется представление о некоей норме свойств, состояний, действий и т. п. Если, по мнению говорящего, данная ситуация отклоняется от нормальной, он может прибегнуть к Г. Среди смыслов, выражаемых гиперболически, наиболее типичны такие: 'наличие в избытке' (завались, залейся, через край, уйма, навалом, прдпасть, бездна, куча, вагон, сплошь, один, одни и др.); 'полное отсутствие' (совсем пусто, ни капли, ни крошки, ни души, шаром покати и др.); 'очень долго" [сто лет (не виделись), целую вечность (тебя жду), весь день (простоял в очереди) и др.]; 'величина расстояний и размеров' (школа -за тыщу километров, голова - с котёл); 'повторяемостьсобытий' {вечно (опаздываешь), сто раз (говорил), постоянно (болеет
Б. Васильев в повести “А зори здесь тихие” показывает трагическую ситуацию, когда женщина-мать берет в руки винтовку, чтобы мстить за свою поруганную жизнь; молоденькие девочки, еще не успевшие вступить во взрослую жизнь, идут защищать ее наравне с солдатами-мужчинами. Устами своего героя писатель образно и наглядно скажет о войне, что она нужна человеку, “как зайцу курево”, а женщинам тем более, им здесь вдвойне тяжелее, невыносимо, противоестественно их человеческому началу. Но суровое время диктовало свои законы. У каждой героини свой путь на фронт.
Пятеро во главе со старшиной Васковым идут остановить диверсантов и уходят в бессмертие. Васильеву удалось создать правдивое и в высшей степени эмоциональное произведение. Его герои не знают, что им готовит судьба, они молоды, полны отваги и решимости остановить врага, и они его остановили, но непомерно высока цена победы. Гибнет Лиза Бричкина, так и не успевшая дойти до своих, чтобы позвать на ей очень хотелось поддержать девчонок, поэтому и торопилась, не убереглась на болоте, утонула в трясине, отпрянув в страхе с тропы. Соня Гурвич, умная и талантливая девушка, читавшая нараспев блоковские стихи, даже не успела понять, что напоролась на немецкий нож. Галя Четвертак, самая молодая, по-детски радовалась, что ее взяли на ответственное задание. А потом психологически не выдержала напряжения, не справилась с собственным страхом. Старшина Басков, возглавивший операцию, понимает, что вовек ему не забыть этих смертей. Нет оправдания за погибших девчонок." Но Рита Осянина и Женька Комелькова нарушают приказ старшины и не уходят с позиций. У них “свой счет к войне имеется”. Они пришли мстить за родных, за разбитую и искалеченную жизнь. Воевать с таким настроем можно, а выжить и жить дальше нельзя.
Писатель подробно, порой излишне натуралистично описывает картину боя и гибели Риты и Женьки. Они погибли, но и хорошо обученные и вооруженные фашисты не на задание, не выполнили его, потому что “пять девочек, всего пять”,— как в отчаянии выкрикивал Басков, встали на их пути.
Повесть производит неизгладимое впечатление. Ее прочитываешь на едином дыхании, ощущая себя чуть ли не участником событий — так ярко и образно сумел писатель рассказать о волнующей его теме, поведать о суровом времени, а в конечном итоге предостеречь, чтобы оно не повторилось.