Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вс части.
Ср.: Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). – Он был болен два месяца (СИС).
Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:
а) вс часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.
СГС = вс глагол + инфинитив
Например: Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.
Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:
Вс глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
Cр.: я начал – что делать?; я хочу – что делать?.
Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.
Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть.
Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Ср.:
1. Я хочу петь. Хочу петь – составное глагольное сказуемое (хочу – я, петь буду – я).
2. Я просил её спеть. Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение (просил – я, петь будет – она).
Школьные годы пролетают вереницей бесконечных круговоротов, принимая на свои крылья детсадовское детство и выпуская, наполненную знаниями и чувствами, повзрослевшую юность. Дети вырастают и уходят, а учитель снова и снова встречает, учит и провожает со школьного двора своих воспитанников.
Тихонько скрипят тонкие перышки чернильных ручек, выводя неровные буквы и строчки в школьных тетрадках. Первая учительница терпеливо объясняет малышам, как и что нужно делать, чтобы получалось красиво и грамотно. На переменах они окружают ее, как цыплята на сетку, и наперебой делятся своими детскими секретами и переживаниями.
Постепенно учитель развивает в своих учениках логическое мышление, воображение и черты характера с чтения. Книга – источник знаний, и учитель прививает любовь к ней своим примером. Он много знает, потому что читает не только школьную программу, но и другую литературу, классическую и современную, художественную и научно-популярную.
Сегодня модно быть умным, образованным, разноплановым человеком и поэтому настоящий, профессиональный учитель старается по максимуму донести это до детских умов и заинтересовать их знаниями. Любимый учитель проживет вместе с учениками их школьные годы, отдав частичку своей души, а взамен зарядится от них юным задором и оптимизмом. В памяти и сердцах детей, покинувших стены родной школы и шагнувших во взрослую жизнь, с годами не угасает светлый образ любимого учителя. И в сердце учителя лица школьных поколений запечатлены многостраничной, согревающей душу, книгой памяти.
1.4. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое
Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вс части.
Ср.: Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). – Он был болен два месяца (СИС).
Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:
а) вс часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.
СГС = вс глагол + инфинитив
Например: Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.
Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:
Вс глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
Cр.: я начал – что делать?; я хочу – что делать?.
Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.
Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть.
Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Ср.:
1. Я хочу петь. Хочу петь – составное глагольное сказуемое (хочу – я, петь буду – я).
2. Я просил её спеть. Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение (просил – я, петь будет – она).
Объяснение:
Школьные годы пролетают вереницей бесконечных круговоротов, принимая на свои крылья детсадовское детство и выпуская, наполненную знаниями и чувствами, повзрослевшую юность. Дети вырастают и уходят, а учитель снова и снова встречает, учит и провожает со школьного двора своих воспитанников.
Тихонько скрипят тонкие перышки чернильных ручек, выводя неровные буквы и строчки в школьных тетрадках. Первая учительница терпеливо объясняет малышам, как и что нужно делать, чтобы получалось красиво и грамотно. На переменах они окружают ее, как цыплята на сетку, и наперебой делятся своими детскими секретами и переживаниями.
Постепенно учитель развивает в своих учениках логическое мышление, воображение и черты характера с чтения. Книга – источник знаний, и учитель прививает любовь к ней своим примером. Он много знает, потому что читает не только школьную программу, но и другую литературу, классическую и современную, художественную и научно-популярную.
Сегодня модно быть умным, образованным, разноплановым человеком и поэтому настоящий, профессиональный учитель старается по максимуму донести это до детских умов и заинтересовать их знаниями. Любимый учитель проживет вместе с учениками их школьные годы, отдав частичку своей души, а взамен зарядится от них юным задором и оптимизмом. В памяти и сердцах детей, покинувших стены родной школы и шагнувших во взрослую жизнь, с годами не угасает светлый образ любимого учителя. И в сердце учителя лица школьных поколений запечатлены многостраничной, согревающей душу, книгой памяти.