Обида (отрывок из повести Сабита Муканова «Балуан Шолак») 1. Двухлетка, которого объезжал в тот недоброй памяти день, Баймырза купил под самую осень, незадолго перед выселением из аула. Все лето Баймырза ставил деревянный дом одному баю, накопил денег и, отдав еще в придачу топор, купил жеребенка.
Двухлеток был рыжей масти с отметиной, остроухий, с пушистой гривой и тонкими стройными ногами. Упитанный, с округлыми, как бурдюк, боками, жеребенок казался красивым.
Нурмагамбет не мог найти себе места от радости. Он хлопал себя по бедрам, прыгал, падал на землю и катался по зеленой траве. Такая безудержная радость была вызвана вполне понятной любовью мальчугана к лошади, а также и другой важной причиной.
2. В году несколько соседних аулов в одно время проводили обряд обрезания. По традиции мальчики в этот день на своих жеребятах должны ездить по аулам и устраивать скачки.
Нурмагамбету не пришлось участвовать в состязании – у него не было жеребенка. Безлошадные мальчуганы шумной гурьбой бежали за верховыми, завидуя сверстникам и одновременно радуясь предстоящим скачкам. Нурмагамбет не побежал вместе со всеми. В глубокой обиде на судьбу, он вернулся в свою дырявую юрту, упал ничком и долго молча лежал. Сидевшая за пряжей Калампыр поняла, почему в этот день сын не хочет поднимать лица от кошмы. Глаза матери наполнились слезами, она отвернулась и украдкой вытерла щеки кончиком белого платка.
…Несмотря на свой слабый характер, Баймырза все же насильно заставил сына явиться на праздник. И в то же время он дал себе твердое слово: «Пусть у меня руки отсохнут, если в будущем году я не заработаю сыну жеребенка!»
3. И Баймырза сдержал слово – купил рыжего с отметиной двухлетка.
– Если не было коня в году, то получай в этом, – обнимая сына, говорил Баймырза. – Дай тебе бог многих лет жизни, и пусть тебя этот конь привезет к добру!
Отец Баймырзы, по рассказам, был славным джигитом. Безлошадный бедняк Баймырза сумел все же сберечь богатое, с посеребренной сбруей калмыцкое седло отца. Седло висело на почетном месте в их жилище, и Баймырза запрещал женщинам дотрагиваться до него, твердо веря в то, что седло потеряет от женского прикосновения свою магическую силу.
Едва отец успел привязать жеребенка, как Нурмагамбет уже подбежал к нему, неся заветное седло деда...
– Ну, джигиты, кто из вас первым осмелится сесть на коня? – спросил Баймырза.
Но не успел он оглядеться, как Нурмагамбет ловко прыгнул в седло.
– Дорогой мой, упадешь ведь, слезь, – робко начала просить вышедшая из дому Калампыр.
– Что ты сказала, мама? Я не трус, чтобы позволить кому-то сесть на долгожданного коня. Пусти, отец!
Нурмагамбет поджал ноги, и жеребенок взвился на месте. Баймырза выпустил его уши, и жеребенок начал бешено прыгать.
4. – Ох, слетит, ох, слетит, – испуганно твердила Калампыр. – Создатель, побереги его!..
А Нурмагамбет остался в седле. Когда жеребенок готовился очередному к прыжку, Нурмагамбет перехватывал повод и хлестал его кнутом по брюху.
Поняв, как видно, что седока не сбросить, жеребенок перестал прыгать на месте и пустился вскачь. Через мгновение он уже скрылся за опушкой леса. Баймырза боялся, что жеребенок сдуру налетит на дерево, сам расшибется и мальчика покалечит. Он попросил коня у соседа, поскакал следом за сыном и вскоре увидел, что Нурмагамбет скачет на жеребенке размеренным галопом. Строптивый конек начал усмиряться. Успокоившись, Баймырза повернул к аулу, крикнув напоследок сыну:
– Домой пора! Если долго будешь ездить, он захромает от переутомления.
Какая информация, согласно тексту, является мнением?
1)«Безлошадный бедняк Баймырза сумел все же сберечь богатое, с посеребренной сбруей калмыцкое седло отца».
2)«Все лето Баймырза ставил деревянный дом одному баю, накопил денег и, отдав еще в придачу топор, купил жеребенка».
3)«Жеребенок сдуру налетит на дерево, сам расшибется и мальчика покалечит».
«Жеребенок сдуру налетит на дерево, сам расшибется и мальчика покалечит».
Объяснение:
сам проверил