Небо над головой у Кости взрывалось и рушилось с таким грохо- том, что Кости прыгал с обрыва и прижимался к откосу. Грозы он не боялся. Но одно дело крыше дома громоотвод, ав комнате спокойно и уютно горело электри- чество, другое кого и ничего пе было, кроме сильного ветра, беснующейся чериой воды и грохота, от которого вот-вот лопнут перепонки. Хуже всего, что никого не было Костя вдруг почувствовал себя очень маленьким, бессильным и одиноким на огромном пустом берегу. Ему захотелось куда-нибудь убежать, спрятаться, укрыться с головой, чтобы ничего не видеть и не слышать. Но сейчас Косте становилось стыдно... Заслонив лицо от ветра согнутой рукой, пригнувшись, Костя про- бирался к запасным бакенам и вехам. Дяди там не было. Несколько вех свалено ветром на землю, Костя шел по берегу вверх, потом вниз- ни дяди, ни его лодки не было видно. Ксстя снова спускался к воде, кричал, но звонкий голос его глохнул у самого рта, как в вате. в городе, где были каменные стены, а на эдесь, глухой ночью на пустынном берегу, где ни дяди, ни его лодки не было видно. Костя снова спускался к воде, кричал, но звонкий голос его глохнул у самого рта, как в вате экспозиция, развязка, развитие действие, кульминация, завязка
Как прекрасны строки седьмой главы ≪Евгения Онегина≫, воспевающие подвиг Москвы:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
В строках стихотворения ≪Воспоминания в Царском Селе≫ перед нами встают прославившиеся в боях ≪Перун кагульских берегов≫ Румянцев и ≪вождь полунощного флага≫ Орлов. Отечественной войне посвящено и стихотворение ≪Бородинская годовщина≫, написанное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы. Одно из центральных мест в творчестве Пушкина занимает образ Петра I. Пушкин видел в Петре I образцового правителя государства.
В драме ≪Борис Годунов≫ Пушкин обращается к иной эпохе, эпохе ≪смутного времени≫. Это был период тяжелейших испытании для России. Драма ≪Борис Годунов≫ в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. Автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, согласно которой цель оправдывает средства. И царь Борис, и Раскольников совершают преступления, оправдывая их ≪благими намерениями≫, забывая,
что злу нет оправдания. ≪Капитанская дочка≫ — наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. Повесть автор написал, работая над документальной ≪Историей Пугачевского бунта≫. Но ≪Капитанская дочка≫ — это художественное произведение. На разницу в данном случае указывала Марина Цветаева в эссе ≪Мой Пушкин≫, по-своему оригинально проведя границу между реализмом и романтизмом. Пушкин-исследователь знает кровавую
цену восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин-поэт помнит о ней: Машу могла бы ожидать участь Елизаветы Харловой, а Гринева — сержанта Кармицкого. Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный Пушкиным, Марина Цветаева назвала словом ≪чара≫. В повести ≪Капитанская дочка≫ Пушкин впервые разработал новый эпический жанр исторической повести.
≪Капитанская дочка≫ является началом русской исторической прозы. Без нее не было бы ≪Тараса Бульбы≫ Н. В. Гоголя, ≪Войны и мира≫ Л. Н. Толстого, ≪Петра I≫ А. Н. Толстого