Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице веснушка или родинка, она расплывалась во все лицо. Дьявола все это ужасно потешало. Добрая, благочестивая человеческая мысль отражалась в зеркале невообразимой гримасой, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики тролля — у него была своя школа — рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде.
— Теперь только, — говорили они, — можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!
И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы его осколков наделали, однако, еще больше бед, чем самое зеркало. Некоторые из них были не больше песчинки, разлетелись по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны, — ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда. Были между этими осколками и большие, такие, что их можно было вставить в оконные рамы, но уж в эти окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, только беда была, если люди надевали их с целью смотреть на вещи и судить о них вернее! А злой тролль хохотал до колик, так приятно щекотал его успех этой выдумки. Но по свету летало еще много осколков зеркала. Послушаем же про них.
На занятии рассмотрим частицы. Узнаем, какие они бывают, как их отличать от других служебных частей речи в тексте. Разберем, как частицы делятся по значению.
Разряды частиц по значению
Частица –это служебная часть речи, которая вносит в предложение различные эмоциональные оттенки (это делают смысловые частицы) или же образовывать особые формы слова (формообразующие частицы).
К формообразующим частицам относятся:
Частица бы – служит для образования уловного наклонения: сделал бы.
Частицы пусть, пускай, да, давай (-те) - нужны для образования форм повелительного наклонения: пусть придёт, пускай поторопится, да будет свет, давай отправимся.
Эти частицы входят в состав глагольной формы и подчеркиваются как один член предложения, даже если стоят не рядом (рис.1).
Рис.1 Пример
Частица бы в этом приложении нужна для образования формы условного наклонения.
Необходимо видеть в предложении формообразующие частицы и не отрывать их от глагольной формы, например, при синтаксическом разборе предложения.
Формообразующие частицы в языке не самостоятельные, они обслуживают глагол и создают его форму.
Смысловые частицы выражают отношение говорящего, его эмоции, расставляют в предложении акценты. Например, добавим в простое предложение смысловые частицы:
Он придёт.
Неужели он придёт?
Только он придёт?
Он едва ли придёт?
Он ведь придёт.
Он всё-таки придёт.
Оттенки вновь образованных предложений получились с смысловых частиц.
Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице веснушка или родинка, она расплывалась во все лицо. Дьявола все это ужасно потешало. Добрая, благочестивая человеческая мысль отражалась в зеркале невообразимой гримасой, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики тролля — у него была своя школа — рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде.
— Теперь только, — говорили они, — можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!
И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы его осколков наделали, однако, еще больше бед, чем самое зеркало. Некоторые из них были не больше песчинки, разлетелись по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны, — ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда. Были между этими осколками и большие, такие, что их можно было вставить в оконные рамы, но уж в эти окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, только беда была, если люди надевали их с целью смотреть на вещи и судить о них вернее! А злой тролль хохотал до колик, так приятно щекотал его успех этой выдумки. Но по свету летало еще много осколков зеркала. Послушаем же про них.
Объяснение:
Вопросы к уроку
На занятии рассмотрим частицы. Узнаем, какие они бывают, как их отличать от других служебных частей речи в тексте. Разберем, как частицы делятся по значению.
Разряды частиц по значению
Частица –это служебная часть речи, которая вносит в предложение различные эмоциональные оттенки (это делают смысловые частицы) или же образовывать особые формы слова (формообразующие частицы).
К формообразующим частицам относятся:
Частица бы – служит для образования уловного наклонения: сделал бы.
Частицы пусть, пускай, да, давай (-те) - нужны для образования форм повелительного наклонения: пусть придёт, пускай поторопится, да будет свет, давай отправимся.
Эти частицы входят в состав глагольной формы и подчеркиваются как один член предложения, даже если стоят не рядом (рис.1).
Рис.1 Пример
Частица бы в этом приложении нужна для образования формы условного наклонения.
Необходимо видеть в предложении формообразующие частицы и не отрывать их от глагольной формы, например, при синтаксическом разборе предложения.
Формообразующие частицы в языке не самостоятельные, они обслуживают глагол и создают его форму.
Смысловые частицы выражают отношение говорящего, его эмоции, расставляют в предложении акценты. Например, добавим в простое предложение смысловые частицы:
Он придёт.
Неужели он придёт?
Только он придёт?
Он едва ли придёт?
Он ведь придёт.
Он всё-таки придёт.
Оттенки вновь образованных предложений получились с смысловых частиц.