Найдите в предложениях вводные слова, словосочетания, предложения. Определите их значение.
1. Они [глаза], казалось, хотели что-то выразить, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов (Тургенев). 2. Но судей речь его, видимо, не обрадовала, они не шевелились (М. Горький). 3. Действительно, я занимала его, и ему было весело смотреть на мой смех (Достоевский). 4. Зато десятский Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив, он даже не без удовольствия через них [лежащие дубы] перескакивал и кнутиком по ним постёгивал (Тургенев). 5. Усталыми шагами приближался я к жилищу Николая Ивановича, возбуждая, как водится, в ребятишках изумление, доходившее до напряжённо бессмысленного созерцания (Тургенев). 6. Я вот, видите ли, жду эту даму... я знаю, что она тут (Достоевский). 7. ...А вечер провёл с Теглевым под навесом пустого сарая, в котором он устроил, как он выражался, летнюю свою резиденцию (Тургенев). 8. Однако долг, вы понимаете, прежде всего (Тургенев). 9. Наконец, к неописанной нашей радости, Ермолай вернулся (Тургенев). 10. Филофей, хотя и дурак – по словам Ермолая – не удовлетворился одним этим заявлением (Тургенев). 11. Послушай, Николай! По-твоему, всё это у тебя умно, тонко, по всем правилам психологии, а, по-моему, это скандал, несчастие (Чехов). 12. Искусство Андрея Рублёва, к примеру, было по-настоящему открыто и изучено только в советское время (Кривицкий). 13. В последнее время появились монументы неизвестным солдатам и матросам рядовым, так сказать, солдатам «вообще» (Воронов). 14. В сенокос парни, по древнему порядку, сбрасывают девушек прямо в платьях в тёплую полдневную воду (Солоухин). 15. К счастью, он натёр себе сапогом ногу, и наутро его отвезли в розвальнях на ближайшую станцию (Паустовский). 16. На мой взгляд, Есенин первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных (М. Горький). 17. Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях – словом, все её достоинства точно родились в ней (Тургенев). 18. Разумеется, во время поисков тебе придётся говорить со многими людьми (Стругацкие). 19. Честно признаться, я и представить себе не мог, что такое возможно (Стругацкие). 20. Следовательно, работать ты будешь один (Стругацкие).
1. Птицы - что это за существа? Бесспорно, из всех животных птицы относятся к высшим позвоночным, они самые красивые и самые сладкоголосые, они вызывают наибольшее восхищение, их больше изучают и больше всего охраняют. - вводное слово, несколько основ.
2. Из всех певчих птиц самая близкая к человеку птица - скворец. - вводное слово.
3. Может, вместо зимы на полях лебеди сели на луг? - вводное слово.
4. Эта маленькая птичка с большой головой и большим клювом, казалось, дремала. - вводное слово.
5. Пёс мой мог бы, кажется, почуять птицу и под землёй. - вводное слово.
6. Самые большие яйца, как и следует ожидать, отккладывают страусы. - вводный оборот.
Упражнения по теме «Вставные конструкции»
Упражнение 1.
Спишите, объясняя знаки препинания. Докажите, что в скобках даны вставные конструкции. Научитесь выразительно читать эти отрывки.
1) Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
2) Он подал руку ей. Печально
(Как говорится, машинально)
Татьяна молча оперлась.
3) Быть может (лестная надежда!)
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!
(А. Пушкин)
Упражнение 2
Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните; пунктуацию предложений.