1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью1.ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) собственное высказывание Я считаю, что.. . Я часто задумываюсь над вопросом,.. . СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 1) С предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса (В наше время особенно остро стоит проблема… Или: Проблема… является актуальной в наши дни) Я считаю, что.. . Я часто задумываюсь над вопросом,.. . 2) С пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором» . В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи. ) 3) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным. Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо. ) 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ
-Приводим аргументы, факты, доказывающие данный тезис. -Так как аргументов несколько, то используем специальные вводные слова для оформления рассуждения: во – первых, во – вторых и т. д. Но если вы сомневаетесь, поддерживаете в какой – то степени ту и другую точку зрения, уместнее использовать другие вводные слова: с одной стороны, с другой стороны.
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: - Глаголов 1-го лица мн. числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим) -Союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы) ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ: это подтверждается тем… ; это объясняется тем… ; это обусловлено тем… ; причина состоит в следующем… ; отсюда вытекает… ; из этого следует, что… ; из этого вытекает, что… ; это позволяет предположить, что… 3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С -вводных слов (таким образом, итак) -синтаксических конструкций (в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )
2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.
3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.
4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.
5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.
Образец орфографического разбора слова Скош.. (н, нн) ая тр.. ва лежит ровными р.. дами.
Скошенная — правописание суффиксов причастий.
две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сделать? — скосить) : выкрашенный, прочитанный; суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить — выкрашенный; увидеть — увиденный, сберечь — сбережённый. Трава, рядами — безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением: трава — травы, рядами — ряд; вода — воды, леса — лес.
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
Морфемный разбор проводится по следующему плану: 1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание. 2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано ( от какого слова и с каких морфем) ; указать приставки, суффиксы и корень слова.
Образец морфемного разбора
плотничал
Образец рассуждения: плотничал — форма глагола плотничать; глагол стоит в форме времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и) .
Основа — плотнича-.
Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать — ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник — суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч. Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич — корень. Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.
Фонетический разбор – это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков. План фонетического разбора Записать слово орфографически правильно. Разделить слово на слоги и найти место ударения. Отметить возможности переноса слова по слогам. Фонетическая транскрипция слова. По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный) , твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный. Подсчитать количество букв и звуков. Отметить случаи, если звук не соответствует букве. Фонетический разбор слова морковь. морковь мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога) . Перенос: мор-ковь [маркоф'] М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный. О – [а] – гласный и безударный. Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный. К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный. О – [о] – гласный и ударный. В – [ф'] – согласный, мягкий, глухой и парный. Ь —————————– В слове 7 букв и 6 звуков. о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.
2.Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
3.Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное) .
4.Определить подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу) .
5.Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью1.ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)
собственное высказывание
Я считаю, что.. . Я часто задумываюсь над вопросом,.. .
СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:
1) С предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса (В наше время особенно остро стоит проблема… Или: Проблема… является актуальной в наши дни)
Я считаю, что.. . Я часто задумываюсь над вопросом,.. .
2) С пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором» . В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи. )
3) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным. Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо. )
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ
-Приводим аргументы, факты, доказывающие данный тезис.
-Так как аргументов несколько, то используем специальные вводные слова для оформления рассуждения: во – первых, во – вторых и т. д. Но если вы сомневаетесь, поддерживаете в какой – то степени ту и другую точку зрения, уместнее использовать другие вводные слова: с одной стороны, с другой стороны.
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:
- Глаголов 1-го лица мн. числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)
-Союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы)
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:
это подтверждается тем… ; это объясняется тем… ; это обусловлено тем… ; причина состоит в следующем… ; отсюда вытекает… ; из этого следует, что… ; из этого вытекает, что… ; это позволяет предположить, что…
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ
СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С
-вводных слов (таким образом, итак)
-синтаксических конструкций
(в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )
1. Выписать контрольное слово.
2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.
3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.
4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.
5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.
Образец орфографического разбора слова
Скош.. (н, нн) ая тр.. ва лежит ровными р.. дами.
Скошенная — правописание суффиксов причастий.
две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сделать? — скосить) : выкрашенный, прочитанный;
суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить — выкрашенный; увидеть — увиденный, сберечь — сбережённый.
Трава, рядами — безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением: трава — травы, рядами — ряд; вода — воды, леса — лес.
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
Морфемный разбор проводится по следующему плану:
1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.
2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано ( от какого слова и с каких морфем) ; указать приставки, суффиксы и корень слова.
Образец морфемного разбора
плотничал
Образец рассуждения:
плотничал — форма глагола плотничать; глагол стоит в форме времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и) .
Основа — плотнича-.
Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать — ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник — суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич — корень.
Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.
Фонетический разбор – это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков. План фонетического разбора Записать слово орфографически правильно. Разделить слово на слоги и найти место ударения. Отметить возможности переноса слова по слогам. Фонетическая транскрипция слова. По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный) , твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный. Подсчитать количество букв и звуков. Отметить случаи, если звук не соответствует букве.
Фонетический разбор слова морковь. морковь мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога) . Перенос: мор-ковь [маркоф'] М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный. О – [а] – гласный и безударный. Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный. К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный. О – [о] – гласный и ударный. В – [ф'] – согласный, мягкий, глухой и парный. Ь —————————– В слове 7 букв и 6 звуков. о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.
Схема синтаксического разбора простого словосочетания
1. Выделить словосочетание из предложения.
2.Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
3.Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное) .
4.Определить подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу) .
5.Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).