Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания филолога л. в. успенского: «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». по данному тексту. текст: (1)угра — одна из лучших малых рек средней россии: широкая, полноводная, , с довольно сильным течением и потому чистая, с песчаным дном, не заросшая у берегов, то крутых, то плоских и всегда чистых, крепких. (2)чудесно было войти в прохладную воду, смыть кровь и комариные трупы, лечь на спину, закрыв глаза, и отдаться течению. (3)мы долго сидели на берегу под вязами. (4)комары пропали. (5)лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов. (6)вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)багровое пламя на западе превратило серебристую угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)мы перестали сопротивляться. (10)вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11) казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым. (12)послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и неразделимы тела. (15)эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток. (16)он отставал и панически кидался вослед остальным, чтобы снова присохнуть к боку матери. (17)и возник другой образ. (18)манерно изогнутые шеи, тупая кротость во взоре, вон уже и венчик нимба зрится над каждой плоской головой — четыре кротких библейских овна парят над землей, чуть касаясь её маленькими копытцами. (19)они враз начинают ощипывать траву, враз прекращают и выписывают новый немыслимый и ничем внешним не спровоцированный зигзаг. (20)их до подлости смиренное, отвергающее даже намёк на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку. (21)появилась «молодая» с ведром в руке, налила воды в колоду и что-то крикнула овцам. (22)те на всём бегу красиво вскинулись на дыбки, повернулись на задних ногах и, колесом изогнув шеи, помчались к колоде, только малыш не справился с разгоном, проскочил вперёд и перепуганно, во все лопатки кинулся вдогон. (23)спал я на террасе, а набитое громадное небо вытянуло меня наружу и поместило в пространстве. (24)оно было таким же, как в детстве, когда я спал в сухотинском яблоневом саду или под стогом в ночном, во всю сферу, не пригашенное никаким светом с земли, оно переливалось, мерцало, ворошилось, мигало, пульсировало, жило, и лишь млечный путь оставался недвижим. (25)и была великая тишина, а я — постоянный житель подмосковья — забыл о беззвучном мире. (по ю. трифонову)
Мало кто не согласится с этим утверждением, ведь грамматика, включающая в себя множество составляющих нашего языка (это и синтаксис, и словообразование, и лексика, и морфология), действительно занимает первостепенное место в общении, обмене информацией. Без нее невозможна речь. Грамматика связывает предложения. В этом можно убедиться на примере текста Ю. Трифонова.
Знать всего русского языка невозможно, обладая лишь словарным запасом. Текст включает в себя связанные предложения не только по смыслу, но и грамматически. Если поставить в предложении со сложными конструкциями абсолютно все слова в начальную форму, читатель потеряет нить повествования и просто не поймет о чем идет речь, запутавшись в рассуждениях автора. Вторым примером может послужить сложное предложение, в котором нарушен порядок грамматических основ, а слова располагаются в хаотичном порядке. В обоих случаях нарушаются правила грамматики. Это приводит к отсутствию четкой мысли; автор таким не сможет передать мысль, которую развил в своем воображении.
Так же речь должна быть красочна, ярка. Частое повторение слов пагубно сказывается на общем впечатлении читателя. Всем, конечно же, знакомы такие средства выразительности, как метафоры, эпитеты, олицетворения, антитезы и многие другие. Они дополняют предложения, привнося глубокий смысл. Трифонов неоднократно применяет средства выразительности, потому его текст интересный и интригующий. В восемнадцатом предложении ярко выделяется метафоричность повествования. Образы, нарисованные воображением благодаря мастерскому писательскому слову, поражают. Не каждый на такое необычное описание, казалось бы, обычных предметов!
Грамматика позволяет передать ход мыслей. Так, к примеру, в предложении под номером шесть Трифонов использует обособленное обстоятельство, чтобы воздействовать на чувства человека, показать каким образом выполнялось действие.
Я соглашаюсь с высказыванием филолога. Примеры из теста доказывают нам, что лексика и грамматика взаимосвязаны, что без грамматики невозможно выразить свои мысли.