Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту на тему «Наука мудрости».
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость.
Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить. Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. Это больше, чем знания. Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты размышлений, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось очевидным.
Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. Даже не интересоваться ими. В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
3нания отвечают на во Почему?», а информация — только на во Что? Где? Когда? Как?». 3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. Оно нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему либо, а знание — это понимание закономерности. Важно не столько отстаивать свое мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. Стремление всячески поощрять безосновательно мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. Недостаточно мыслить самостоятельно – надо еще мыслить правильно.
У меня есть знакомый, директор школы. Он с явной гордостью рассказал, что у него дети в школе без всякой подготовки пишут сочинения на самые сложные темы. И привел примеры, действительно, очень сложных философских тем, требующих глубокого изучения, погружения в массу авторитетных источников, чтобы на их фоне иметь право сказать что-то свое. Вместо этого, наоборот, дети поощрялись к высказыванию любых своих незрелых мыслей о глубинных, вечных во бытия и отстаиванию этих «мыслей». Я пытался ему возразить: а как же интеллектуальная честность? Сомнение? Установка на воздержание от суждения, если нет знаний о том, что и почему об этом думают другие? Как может быть мнение без сомнения, ведь человек становится самоуверенным и самонадеянным! Где страх перед ошибкой? Но я обнаружил, что директору мои опасения не понятны…
План
1.Вступление.
2.Формулировка одной из проблем, затронутых в тексте.
3.Комментарий к этой проблеме (обязательно на основе прочитанного текста).
4.Авторская позиция по данной проблеме («Автор считает, что…»).
5.Собственное мнение (согласие или несогласие с авторской позицией).
6. Литературный аргумент (из прочитанных книг).
7. Любой другой аргумент (может быть из личного опыта).
8.Вывод (заключение).
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения - не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300-400 слов. Больший объем нежелателен.
1. В первую ночь отправился в дозор старший брат.
• отправился - изъявительное наклонение время
2. Говорит Иван старшим братьям: «Когда я свистну, выпустите коня моего и сами мне на спешите».
• говорит - изъявительное наклонение, настоящее время
• свистну - изъявительное наклонение, будущее время
• выпустите - повелительное наклонение
• спешите - повелительное наклонение
3. Призвал царь своих сыновей и велел им к нему на пир.
• призвал - изъявительное наклонение время
• велел - изъявительное наклонение время
- инфинитив
4. Тут щука взмолилась: «Cжалься надо мной, не ешь меня».
• взмолилась - изъявительное наклонение время
• сжалься - повелительное наклонение
• ешь - повелительное наклонение
5. Если ты берёшься за какую-то работу, то делай её добросовестно.
• берёшься - изъявительное наклонение, настоящее время
• делай - повелительное наклонение
6. И они побежали лесочком, поскакали по пням и по кочкам.
• побежали - изъявительное наклонение время
• поскакали - изъявительное наклонение время
7. «Вот был бы у меня меч-Кладенец, я бы одолел Чудище», — говорит Иванушка.
• был бы - сослагательное (условное) наклонение
• одолел бы - сослагательное наклонение
8. Если б только захотели, карусели бы запели.
• захотели б - сослагательное наклонение
• запели бы - сослагательное наклонение
1.1.
1) Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе РОДИЛОСЬ новое для него ЧУВСТВО сыновней любви и нежности.
1.2.
1) КРЮЧОК ВПИВАЕТСЯ в самое сердце, и НИТЬ, связывающая людей детской дружбой, НЕ ПРЕРЫВАЕТСЯ всю жизнь.
3) ДЕРЕВЬЯ стояли СТЕКЛЯННЫЕ ОТ МОРОЗА, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.
1.3.
1) Но этот так хорошо обдуманный ПЛАН неожиданно ЛОПНУЛ.
4) Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся МЫСЛЬ о побеге с урока ВСПЫХНУЛА МОЛНИЕЙ.
1.4.
2) Над самой прорубью навис белый, искрящийся, никем не тронутый СНЕЖНЫЙ КОЛПАК.
5) На воде дрожит ЗОЛОТАЯ СЕТЬ СОЛНЕЧНЫХ ЗАЙЧИКОВ.
1.5.
1) Счастье сидело в ней ПУШИСТЫМ КОТЁНКОМ.
4) ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО князей Воротынских было разорено в годы революции.