С течением времени, в пределах так называемого художественного процесса, каждое новое течение, школа, направление начинается с того, что декларирует свой взгляд на искусство, а именно - на функцию искусства. Функцию в обществе и так просто, вообще. Ради чего существует искусство? Где оно начинается, где заканчивается и для чего нужно? Что является искусством, а что нет? О сложности этих вопросов свидетельствует хотя бы то, что на протяжении тысячелетий на них не было дано ни одной ответа. Но из-за отсутствия ответа сам вопрос никуда не исчезнет. Мне кажется, что утверждение о том, что искусство отображает жизнь - это правда, но далеко не вся правда. Искусство, прежде всего литература, не только и не столько отображает жизнь, сколько формирует ее. Так, формирует. Вспомним произведения мировой литературы. Настоящей трагедией стал выход печатью «Страданий молодого Вертера» общество всколыхнула волна самоубийств, так как молодые люди, стараясь быть похожими на любимого героя, повторяли его действия! Читатели подражали действиям персонажа - вот в чем фокус. Значит, теория Аристотеля, согласно которой искусство - зеркало природы, т.е. искусство подражает миру, и только крюк, - проваливается… А и в самом деле, как бы искусство воспитывало, если бы не формировало действительность?
Влияние искусства вообще, литературы в частности, на человека не ограничиваются банальной воспитательной функцией. В «Страданиях молодого Вертера» не было ни одного слова о том, что свести счета с жизнью - это достойный выход со сложной ситуации! Тем не менее, многие из читателей подверглись этому соблазну слепца наследования. Значит, влияние искусства вне сказанного, лоза дектароваными принципами, вне «хорошо» и «плохо». Выходит - и пусть извинят мне все баснописцы мира - не так мораль влияет на читателя, как фабула. Просто фабула.
Влияние искусства вообще, литературы в частности, на человека не ограничиваются банальной воспитательной функцией. В «Страданиях молодого Вертера» не было ни одного слова о том, что свести счета с жизнью - это достойный выход со сложной ситуации! Тем не менее, многие из читателей подверглись этому соблазну слепца наследования. Значит, влияние искусства вне сказанного, лоза дектароваными принципами, вне «хорошо» и «плохо». Выходит - и пусть извинят мне все баснописцы мира - не так мораль влияет на читателя, как фабула. Просто фабула.