«Война и мир» — это национальная эпопея о подвиге русского народа в войне 1812 года. Отечественная война, как гроза, прокатилась над Россией, выдвинув на передний план главную силу исторического процесса — народ. Народ в романе — это все лучшее, что есть в русской нации, силы которой всегда проявляются в годину бедствий, во время тяжких испытаний.
Всех героев своего романа Толстой проверяет «грозой двенадцатого года», все они получают нравственную оценку писателя, зависящую от того, насколько каждый из них проникнуться общим с народом чувством. Для всех же отдельных людей, которые и составляют, в сущности, русский народ, характерно в грозные дни войны то основное чувство, которое Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма».
Большая часть дворянского общества не выдержала исторической проверки, обнаружив равнодушие к судьбам страны, народа, ко всему, кроме своих собственных корыстных интересов. Война не изменила роскошной и спокойной жизни столичного дворянства, по-прежнему заполненной мелкоусобной борьбой, различных партий, заглушаемой лишь «трубением придворных трутней».
Совсем иначе рисует Толстой развитие народных настроений, Народное сознание как активная сила в хаосе войны становится реально ощутимой при приближении врага к Смоленску. В романе появляются массовые сцены, в которых чувствуется настроение самых различных слоев нации: купечества, мещанства, крестьян. Эти сцены встречаются в романе вплоть до оставления Москвы, после чего они переходят в сцены партизанского движения.
Всех героев своего романа Толстой проверяет «грозой двенадцатого года», все они получают нравственную оценку писателя, зависящую от того, насколько каждый из них проникнуться общим с народом чувством. Для всех же отдельных людей, которые и составляют, в сущности, русский народ, характерно в грозные дни войны то основное чувство, которое Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма».
Большая часть дворянского общества не выдержала исторической проверки, обнаружив равнодушие к судьбам страны, народа, ко всему, кроме своих собственных корыстных интересов. Война не изменила роскошной и спокойной жизни столичного дворянства, по-прежнему заполненной мелкоусобной борьбой, различных партий, заглушаемой лишь «трубением придворных трутней».
Совсем иначе рисует Толстой развитие народных настроений, Народное сознание как активная сила в хаосе войны становится реально ощутимой при приближении врага к Смоленску. В романе появляются массовые сцены, в которых чувствуется настроение самых различных слоев нации: купечества, мещанства, крестьян. Эти сцены встречаются в романе вплоть до оставления Москвы, после чего они переходят в сцены партизанского движения.