напишите сочинение:
1)проблема текста
2)комментарий к проблеме и два примера из текста
3)позиция автора
4)согласие или несогласие
(1) аня стояла на чердаке у слухового окна — здесь был её пост.
(2) разрывы снарядов приближались. (3) дом содрогнулся так, что
дымоход закачался. (4) аню швырнуло в угол чердака. (5) ей показалось,
что она умерла, что сквозь смертный туман голосок сына говорит:
«ма-ма! ту-ту! » — и не знающие страха глаза радуются жизни,
где каждый звук пленителен, даже звук артиллерийского
(6) по улице промчался мотоцикл, его треск был таким будничным,
что аня усомнилась в своей смерти и раскрыла глаза. (7) в рваную дыру
крыши падали солнечные лучи. (8) «я жива», — поняла аня. (9) она
вскочила и почувствовала сильную боль в плече, но боль обрадовала,
как признак несомненной жизни. (10) и тут же чувство ответственности
вернулось к ней: надо осмотреться, нет ли или обвала(11) не было, но снаряд пробил перекрытие и разорвался
в верхнем этаже. (12) она побежала туда, на бегу соображая, в какую
квартиру он мог угодить. (13) искать не пришлось — дверь квартиры
была сорвана с петель. (14) в комнате диван из красного дерева был
перевёрнут ножками вверх. (15) вдруг он зашевелился, как живой.
(16) аня потянула диван за ножки, он повалился боком на груду
мусора. (17) незнакомый человек приподнялся и внимательно оглядел
своё разрушенное жильё. (18) казалось, он и не расстроен, и не подавлен
— разбили, ну и что? (19) и вдруг его лицо исказил ужас.
— (20) виолончель!
(21) в углу, придавленный рухнувшей картиной, виднелся продолговатый
футляр. (22) аня хотела подняться, но почему-то совсем не
было сил. (23) она доползла до угла и бережно высвободила футляр.
(24) дрожащие руки старика вынули виолончель и стали ощупывать
её лёгкими прикосновениями. (25) старик подкрутил колышки, несколько
раз провёл смычком, прислушиваясь, и вдруг из его окрепших
движений смычком сложилась мелодия, похожая на отчаянную, томительную
жалобу. (26) оттого, что эту жалобу выпевал мужественный
низкий голос виолончели, она прямо-таки рвала душу.
— (27) что же вы плачете? — спросил старик, обрывая мелодию.
— (28) , играйте, — сказала аня. — (29) у меня сынишка
уезжает.
— (30) по устали? — неожиданно спросил виолончелист. —
(31) и всё-таки не хотите уезжать?
— (32) причём здесь хотенье?
(33) домой аня добралась поздно. (34) дети уже лежали в кроватках,
ещё от двери аня услыхала голосок вити: «мама! » (35) она подошла,
хотела наклониться и поцеловать сына, но поняла, что заплачет, и
просто присела рядом. (36) витя смотрел сонно, ласково.
(37) аня вскочила и принялась сестре. (38) когда они вместе,
нажимая коленями на мешок, затягивали ремни, аня выговорила:
—(39) береги его,
— (40) поедем, аня! — сказала сестра. — (41) ты же поработала.
— (42) знаешь,— сердито сказала аня, — на фронте люди тоже повоевали.
(43) утром она побежала на работу, чтобы отпроситься у начальника
провожать сына. (44) начальник внимательно посмотрел на неё и сказал:
— (45) а если вам всё-таки поехать с ним, товарищ аня? (46) работать
и там можно. (47) на заводе, в колхозе. (48) а вы? — резко сказала она. — (49) почему бы вам не поработать
где-нибудь в колхозе, а не в ленинграде?
(50) потом она несла на руках сына, он был тяжёл, руки дрожали от
усталости, но тяжесть была сладка ей.
(51) когда катя кое-как втиснулась в теплушку, толкая перед собою
детей, и уже сверху повернула к ане истомленное, потное лицо и
протянула руки — давай! — аня даже не успела поцеловать
(52) весь ряд теплушек дёрнулся, заскрежетали колёса, людей качнуло,
и кати уже не было
(53) аня дошла до дому, поднялась на чердак, выбралась через слуховое
окно на крышу, села на тёплое, нагретое солнцем железо. (54) она
смотрела на раскинувшийся перед нею город с томящей нежностью и
жалостью. (55) она улавливала его затруднённое, учащённое дыхание,
как дыхание человека, — а может быть, это доносилось
постукивание метронома из репродуктора? (56) всё равно, у неё теперь
нет ничего и никого, кроме этого города, и его судьба — её судьба.
(57) в её мысли незаметно вплелась музыка. (58) это не была
вчерашняя отчаянная жалоба, полная тоски. (59) смычок срывал со
струн такие сильные, гневные и требовательные звуки, как будто не
одна виолончель, а целый оркестр будил, гневался, призывал к бою.
(60) и вдруг — словно распахнулось окно в полузабытый, спокойный
мир. (61) журчал ручеёк, птицы встречали восход, спящий ребёнок потягивался
и раскрывал глаза, не знающие ни страха, ни горя
(62) старый музыкант играл в своём разгромленном жилище, подняв
взгляд к дыре в потолке. (63) наверху, над домами, посвистывали снаряды.
(64) аня сидела, обхватив руками колени, вслушивалась в эти звуки и
верила, что всё будет именно так, как подсказывает музыка, и надо только
собрать силы и выдержать, во что бы то ни стало выдержать до конца.
синтаксическую функцию и служит для связи слов, предложений, частей
сложного предложения. Союзы, как правило, показывают характер отношений
между частями или предложениями, которые они соединяют. Главное
грамматическое значение всех союзов – указать наналичие синтаксической
связи между единицами языка. В зависимости от характера этой связи все
союзы русского языка делятся на сочинительные и подчинительные.
Сравните: Ямщик свистнул, и лошадь поскакала.
Как только ямщик свистнул, лошадь поскакала. В первом предложении
сочинительный союз «и» объединяет два равноценных предложения. Во втором
– подчинительный союз «как только» указывает на временные отношения
между двумя предложениями: лошадь поскакала после того, как ямщик
свистнул. Сочинительные союзы передают независимые или равноправные
отношения между словами или предложениями: Квартира располагалась в
маленьком и старом, но красивом доме на окраине города.
В этом предложении сочинительный союз «и» связывает однородные члены,
а противительный союз «но» указывает на их противопоставление другому
члену предложения. Сочинительные союзы делятся на три группы:
соединительные (и, да) , противительные (а, но) и разделительные (или,
либо) . Подчинительные союзы нужны для передачи неравноправных, зависимых
отношений между частями сложного предложения (в сложноподчиненных
предложениях – от главной части к придаточной ставится вопрос) . Книга
выйдет, если она будет принята издательством (при каком условии?) .
Подчинительные союзы разделяются на временные (когда, лишь, пока) ,
причинные (потому что, так как) , условные (если, если бы) , целевые
(чтобы, с тем чтобы) , сравнительные (как, будто) , изъяснительные (что,
чтобы) . Соединительная роль союзов в грамматическом смысле обозначает
любую связь двух или более синтаксических единиц, поэтому термин
«соединение» относится абсолютно ко всем союзам и указывает на их
основную функцию в языке.
Союзы участвуют в построении предложений и словосочетаний и выражают
характер отношений между синтаксическими единицами. Они делают нашу речь
логичной и связной.