Напишите комментарий и позицию автора (1)высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (2)мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить. (3)точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием опыта. (4)это больше, чем знания. (5)это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (6)мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты размышлений, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось очевидным. (7)мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (8)кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (9)даже не интересоваться ими. (10)в таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира. (11)3нания отвечают на вопрос «почему? », а информация — только на вопросы «что? где? когда? как? ». (12)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (13)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации. (14)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (15)мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (16)важно не столько отстаивать свое мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (17)стремление всячески поощрять безосновательно мнения как самоцель опасно для растущего человека.(18)недостаточно мыслить самостоятельно – надо еще мыслить правильно. (19)у меня есть знакомый, глубоко уважаемый мной директор школы. (20)он с явной гордостью рассказал мне, что у него дети в школе без всякой подготовки пишут сочинения на самые сложные темы. (21)и примеры, действительно, сложных философских тем, требующих глубокого изучения, погружения в массу авторитетных источников, чтобы на их фоне иметь право сказать что-то свое. (22)вместо этого, наоборот, дети поощрялись к высказыванию любых своих незрелых мыслей о глубинных, вечных вопросах бытия и отстаиванию этих «мыслей». (23)я пытался ему возразить: а как же интеллектуальная честность? (24)сомнение? (25)установка на воздержание от суждения, если нет знаний о том, что и почему об этом думают другие? (26)как может быть мнение без сомнения, ведь человек становится самоуверенным и самонадеянным! (27)где страх перед ошибкой? (28)но я обнаружил, что директору мои опасения не понятны… (по б. бим-баду*) *борис михайлович бим-бад (род. в 1941 г.) - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник нии общей педагогики.