С утра федеральные каналы салютовали советскими художественными фильмами про войну. Первый - "Освобождением". "Россия" - " о солдате". "Культура" - "Майскими звездами". Далее, ближе к "прайму" на экране все чаще стали появляться в военном обмундировании актеры нового поколения. Среди них столь популярные, как Дмитрий Дюжев, Евгений Миронов, Владислав Галкин, и т.д.
Надо сказать, что в этом году, как никогда, много было выдано в эфир новых, снятых уже в постсоветское время "сочинений ко Дню Победы". Самые примечательные из них - "В июне 41-го" (Первый канал) и "Мы из будущего" ("Россия"). По времени в эфире они не совпали, и любознательный телезритель имел возможность и посмотреть оба фильма, и посравнить их.
Сравнение сразу обнажает проблему, история которой уходит в глубь истории советского кино.
Всегда само собой подразумевалось, что кино про войну снимается с тем, чтобы сказать всю правду о ней и увековечить подвиг народа в целом и каждого человека в отдельности. Но вот проходит всего лишь несколько лет после мая 45-го, и на экраны является киноводевиль "Небесный тихоход", где есть подвиг, а правды нет. И картину, которая до сих пор жива, накрывает волна зубодробительной критики.
Проходит еще с десяток лет, и появляется самое великое сочинение ко Дню Победы - "Летят журавли", картина, где главным героем становится не тот, кто самоотверженно погиб на фронте, а та, которая в тылу предала любовь того, кто погиб. Именно ей достались цветы и улыбки в День Победы. На картину опять же обрушилась лавина идеологической критики, и не скоро бы мы увидели саму картину, если бы "журавлики-кораблики" случайно не долетели до Канн, откуда вернулись на Родину увенчанные Пальмовой ветвью.
Советские ортодоксы спрашивали, почему, с какого перепуга судьба некоей легкомысленной барышни, изменившей фронтовику с моральным уродом, оказалась в центре повествования о великом подвиге народа?
Сегодня-то мы знаем ответ на этот вопрос. Потому что в великой картине Михаила Калатозова речь не только о конкретной войне, но и еще о чем-то ином.
В фильме "Летят журавли" - о сотворении внутреннего мира человека, о происхождении души.
На праздники картину повторили. Ее стоит хотя бы раз в два года пересматривать. С годами расширяется ее смысл. Эпизод массовой встречи фронтовиков в финале рифмуется со знаменитой сценой массовой разлуки. Тогда Вероника не видела общего горя и потому со своей личной бедой противостояла ему и потому была обречена двигаться против течения. Теперь душа, воскреснув, разомкнута в своих границах. Внутренний мир индивида расширился и стал Вселенной. Душа объяла необъятное - горе невозвратной утраты и радость общей победы, войну и мир и соединила несоединимое - смерть и жизнь. Ну вот както так
С утра федеральные каналы салютовали советскими художественными фильмами про войну. Первый - "Освобождением". "Россия" - " о солдате". "Культура" - "Майскими звездами". Далее, ближе к "прайму" на экране все чаще стали появляться в военном обмундировании актеры нового поколения. Среди них столь популярные, как Дмитрий Дюжев, Евгений Миронов, Владислав Галкин, и т.д.
Надо сказать, что в этом году, как никогда, много было выдано в эфир новых, снятых уже в постсоветское время "сочинений ко Дню Победы". Самые примечательные из них - "В июне 41-го" (Первый канал) и "Мы из будущего" ("Россия"). По времени в эфире они не совпали, и любознательный телезритель имел возможность и посмотреть оба фильма, и посравнить их.
Сравнение сразу обнажает проблему, история которой уходит в глубь истории советского кино.
Всегда само собой подразумевалось, что кино про войну снимается с тем, чтобы сказать всю правду о ней и увековечить подвиг народа в целом и каждого человека в отдельности. Но вот проходит всего лишь несколько лет после мая 45-го, и на экраны является киноводевиль "Небесный тихоход", где есть подвиг, а правды нет. И картину, которая до сих пор жива, накрывает волна зубодробительной критики.
Проходит еще с десяток лет, и появляется самое великое сочинение ко Дню Победы - "Летят журавли", картина, где главным героем становится не тот, кто самоотверженно погиб на фронте, а та, которая в тылу предала любовь того, кто погиб. Именно ей достались цветы и улыбки в День Победы. На картину опять же обрушилась лавина идеологической критики, и не скоро бы мы увидели саму картину, если бы "журавлики-кораблики" случайно не долетели до Канн, откуда вернулись на Родину увенчанные Пальмовой ветвью.
Советские ортодоксы спрашивали, почему, с какого перепуга судьба некоей легкомысленной барышни, изменившей фронтовику с моральным уродом, оказалась в центре повествования о великом подвиге народа?
Сегодня-то мы знаем ответ на этот вопрос. Потому что в великой картине Михаила Калатозова речь не только о конкретной войне, но и еще о чем-то ином.
В фильме "Летят журавли" - о сотворении внутреннего мира человека, о происхождении души.
На праздники картину повторили. Ее стоит хотя бы раз в два года пересматривать. С годами расширяется ее смысл. Эпизод массовой встречи фронтовиков в финале рифмуется со знаменитой сценой массовой разлуки. Тогда Вероника не видела общего горя и потому со своей личной бедой противостояла ему и потому была обречена двигаться против течения. Теперь душа, воскреснув, разомкнута в своих границах. Внутренний мир индивида расширился и стал Вселенной. Душа объяла необъятное - горе невозвратной утраты и радость общей победы, войну и мир и соединила несоединимое - смерть и жизнь. Ну вот както так