Томирис-царица кочевого народа в центральной азии в древние времена. согласно геродоту (1: 214), кир великий, основатель персидской империи, встретил свою смерть в сражении с нею. в силу определенных обстоятельств этот эпизод стал считаться символом акта правосудия, и картины на эту тему заказывались, чтобы украшать залы судов. более того, средневековая типология, возрожденная в xvii веке иезуитами, превратила томирис в прообраз девы марии, торжествующей над сатаной. армией томирис командовал ее сын, которого кир обманным путем вовлек в участие в пиршестве. эта уловка позволила персидскому царю уничтожить большую часть своих врагов, а юноша, когда отрезвел, покончил с собой от стыда. томирис поклялась кровью отомстить за смерть своего сына. в последовавшей битве кир был убит. не удовлетворенная царица, издеваясь над своим заклятым врагом, обезглавила его труп и опустила голову, в винный мех, наполненный кровью. обезглавленное тело кира, в доспехах, распростерто на земле. имя царицы томирис стало легендой. но какойжестокой и кровавой легендой, в которой царица массагетов предстает перед нами грозной воительницей. в которой она, правительница, разгадывает замыслы царя персов кира и жестоко, публично расправляется с ним. об этом пишут сухие учебники . об этом знают простые люди, если спросить их: «а что вызывает в вашей памяти это имя — томирис? » мало того — даже художественные экранизации, многие постановки знаменитых событий прошлого не говорят правды, все они только лишь построены на единственном эпизоде, самом «популярном» из насыщенной не менее удивительными событиями жизни томирис. вы знаете этот эпизод. вот он, вкратце: в очередном удачном сражении персидский царь кир нанес сокрушительное поражение сакским племенам. поверженное племя потеряло своего вождя, рустама, которого они, по преданию, называли «белым вождем» . на трон саков садится томирис. царя кира поражает рассказ о царице, вдове томирис.. женщине, о чьей красоте ходила молва, соединившей в себе силу и женственность, мудрость и верность, любимице всего народа саков. и кир, поняв, что это необыкновенная женщина, посылает богатые дары — как будто прося руки томирис, и корону — знак того, что предлагает разделить с ним царствование, на самом деле имея намерение легко захватить ее землю. но томирис угадывает за подарками хитрый замысел и отвечает так: «тебе нужна моя земля, но не я. у тебя достаточно без меня красивых наложниц» . и после этого он со своим многотысячным войском вторгся на ее землю — прикаспийские степи средней азии. несколько дней кир шел по чужой земле, не встречая ни одного противника. тогда он остановился, раскинул в степи шатры, разбил лагерь и оставил в нем часть своего войска — старых, слабых и больных. в шатрах он накрыл столы яствами и винами.. а сам с основным войском скрылся невдалеке. войско томирис напало на лагерь и перебило больных и слабых воинов кира. и, празднуя легкую победу, саки воздали должное столам в шатрах. кир напал на них, пьяных, и легко перебил войско. томирис была в страшном гневе, узнав от послов кира, как он разделался с ее воинами. через своих послов она передала киру: «кровожадный! кир, не кичись своим подвигом! ты коварностью одолел моего сына, а не силой оружия в честном бою. послушай меня: уходи из моей земли. если не сделаешь так, клянусь тебе богом солнца — я, действительно, напою тебя кровью, как бы ненасытен ты ни был! »
передо мной репродукция прекрасной картины и.э.грабаря «февральская лазурь». изображен морозный солнечный февральский день. большая береза стоит на фоне других берез и вместе они образуют небольшую рощицу, а сзади виднеется довольно густой лес.прелесть картины в том, что с первого взгляда она кажется обычной, но когда начинаешь присматриваться, вдруг понимаешь, что все не так просто.первое, о чем я подумала, глядя на картину – почему художник назвал её не «февральская береза», а «февральская лазурь»? ведь береза здесь – главное действующее лицо, если можно так выразиться. ее белый ствол на фоне голубоватого снега и почти сиреневых теней кажется ослепительным. и ствол, и ветви освещены ярким солнцем, какое бывает зимой в ясную погоду в середине дня. снег искрится на ветвях, и вся береза так и сияет. так почему же все-таки «лазурь»? я думаю, все дело в том, что художника больше всего поразил цвет неба, и он постарался изобразить его таким, каким увидел сам. именно на фоне ярко-синего неба березка засияла, стала праздничной, нарядной. она стоит на переднем плане и привлекает к себе все внимание, а позади нее стоят ее подружки-березки. как будто из хора девушек вышла вперед самая красивая, самая яркая солистка, и теперь все внимание зрителей приковано к ней. и ты начинаешь замечать все детали: и прошлогодние тускло-желтые или даже коричневые листики на верхушке, которые почему-то не слетели осенью, и черные полоски на коре, которые не портят, а украшают праздничный наряд.смотришь на картину, и сразу хочется оказаться в этом месте, увидеть все своими глазами.