Одним из показателей снижения речевой культуры современного общества является повсеместное нарушение грамматических, лексических, орфоэпических и этических норм. Наиболее часты случаи нарушения грамматических норм – правил использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Можно услышать ошибки, связанные с неверным употреблением рода имен существительных: железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, лакированный туфель. Но ведь существительные рельс, шампунь – мужского рода, а мозоль, бандероль – женского, поэтому следует говорить: железнодорожный рельс, французский шампунь, большая мозоль, заказная бандероль. Слово туфель в такой форме считается неправильным. Следует говорить: туфля; нет одной туфли; купила красивые туфли; зимних туфель много в магазине; рада новым туфлям. Не всегда правильно используются в речи и глаголы, например, возвратные и невозвратные. Так, в предложениях «Дума должна определиться с датой проведения заседания», «Депутатам необходимо определиться по предложенному законопроекту» возвратный глагол определиться носит разговорный характер. В приведенных примерах глагол следует употреблять без –ся: «Дума должна определить дату проведения заседания», «Депутатам необходимо определить отношение к предложенному законопроекту». Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитывается то, что предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам литературного языка употребляются только с дательным падежом: «благодаря деятельности», «вопреки правилам», «согласно расписанию», «навстречу юбилею». Также в современном обществе часто нарушаются лексические нормы – правила применения слов в речи. R искажению смысла высказывания. Так, наречие где-то имеет одно значение «в каком-то месте», «неизвестно где» (где-то заиграла музыка). Однако в последнее время это слово стали употреблять в значении «около, приблизительно, когда-то»: «Где-то в 70-х годах ХIХ века», «Занятия планировали провести где-то в июне», «План выполнен где-то на 102 процента». Ошибкой является и неправильное употребление глагола ложить вместо класть. Глаголы ложить и класть имеют одно и тоже значение, но класть – общеупотребительное литературное слово, а ложить – просторечное. Нелитературно звучат выражения: «Я ложу книгу на место», «Он ложит папку на стол» и т.д. В этих предложениях следует употребить глагол класть: «Я кладу книгу на место», «Он кладет папку на стол». Нарушение лексических норм порой связано с тем, что говорящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Например, не всегда правильно употребляются глаголы предоставить и представить
ЗИМОВКА: корень (∩) ЗИМ+суффиксы ОВ, К (∧)+окончание (☐) А. Основа слова: зимовк.
ПАРИЖАНИН: ∩ ПАРИЖ + ∧ АН, ИН + нулевое окончание (☐).)
Основа слова: парижанин.
ЗАПЛЫВ: приставка (¬) ЗА + ∩ плы + ∧ В. Основа слова: заплыв.
ПОДГРУППА: ¬ ПОД + ∩ ГРУПП + ☐ А. Основа слова: подгрупп.
КОЛЕБАНИЕ:
ПОДПИСКА: ¬ ПОД + ∩ ПИС + ∧ К + ☐ А. Основа слова: подписк.
ВОЛЖАНИН: ∩ ВОЛЖ + ∧ АН, ИН + нулевое окончание (☐). Основа слова: волжанин.
ПРАДЕД: ¬ ПРА + ∩ ДЕД + нулевое окончание (☐). Основа слова: прадед.
ИНЖЕНЕР-ПРОГРАММИСТ: ∩ ИНЖЕНЕР + нулевое окончание (☐). Основа слова: инженер. / ∩ ПРОГРАММ + ∧ ИСТ + нулевое окончание (☐). Основа слова: программист.
ВОДОПРОВОД: ∩ ВОД + О (интерфикс, подчеркнуть) + ¬ ПРО + ∩ ВОД + нулевое окончание (☐). Основа слова: водопровод.