надо Какие предметы на пляже, по мнению героя текста, свидетельствуют о том, что мальчик оказался на берегу южного океана? Запишите ответ.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
Текст 2
(1)От дачи Петя направился к морю. (2)Степь обрывалась вниз.
(3)Мальчик постоял на краю. (4)Голову закружило пьянящее ощущение чувство погружения в мечту. (5)Он уже видел себя одиноким Робинзоном... (6)Он оглядывал чужой океан с высокого берега тропического острова.
(7)Узкая дорожка вела зигзагами вниз, к пляжу. (8)До поворота мальчик ещё кое-как притормаживал и хватался руками за сухие нитки корней. (9)Но удержаться на откосе было невозможно.
(10)Он радостно закричал во всё горло и ринулся по дорожке вниз. (11)Мальчик‚ делая огромные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, со всего маху вылетел на холодный песок берега.
(12)Гордое чувство одиночества Робинзона на необитаемом острове с новой силой охватило мальчика. (13)Петя стал внимательно присматриваться к следам. (14)Серые уголья костра говорили о том, что ночью к берегу приставали на лодке туземцы. (15)Здесь они варили пищу. (16)Винная пробка с французским клеймом и побелевший в воде ломтик лимона, выброшенный волной на песок, свидетельствовали о том, что недавно в открытом море пиратский корабль.
(17)Полный волнующих впечатлений, Петя стал всматриваться в линию горизонта в поисках пиратов. (18)И так силён оказался мир его мечты, что за бликами мелких черноморских волн Робинзон снова увидел бескрайнюю даль тропического океана.
(По В. Катаеву)
Спрятать
Устойчивое словосочетание, оборот речи, выражение, значение которого не складывается из значений составляющих его слов; идиома.
Фразеологизм, фразеологическая единица, идиома, устойчивое сочетание слов, которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим строением и известным носителям данного языка значением (в большинстве случаев – переносно-образным) , не выводимым из значения составляющих Ф. компонентов. Это значение воспроизводится в речи в соответствии с исторически сложившимися нормами употребления.
1 Укажите, какие пары слов не являются словосочетаниями. Объясните свой ответ.
2)рядом с домом (предлог + существительное)
3)лес красив (подлежащее + сказуемое)
4)все-таки решился (частица + глагол)
7)даже не вериться (частица + глагол)
8)говорил и смеялся (однородные сказуемые)
9)как будто испугался (союз + глагол)
10)около школы (предлог + существительное)
11)начался дождь (подлежащее + сказуемое)
12)только спросил (частица + глагол)
14)несмотря на усталость (предлог + глагол)
19)она плачет (подлежащее + сказуемое)
Номер 2
1.Согласование
1)Имя прилагательное + имя существительное: золотая осень×, желтая трава×, холодный дождь×, хмурое небо×
2)причастие+имя существительное: желтеющая трава×, увядшие цветы×, сорванные листья ветер×, потемневшее небо×
3)порядковое числительное+имя существительное : первый день×, пятая страница×, седьмой год×, десятый этаж×, пятьдесят шестая квартира×
4)неопределенное местоимение+ имя существительное: какой-то чудак×, чей-нибудь портфель×, чье-то сочинение×, некоторые сложности×, какая-нибудь
5)указательное местоимение+имя существительное: этот год×, такой пример×, эта девочка×, это задание×, та олимпиада×
6)определительное местоимение+имя существительное: любой ответ×, иное решение×, всякий человек×, другой пример×, каждая страница×.
7)притяжательное местоимение+имя существительное: мой друг×, твоя подруга×, наши соседи×, свой дом×, ваше задание×.
2.Управление
1)Имя существительное+имя существительное(с предлогом и без): друг× семьи, цветы× осени, мечта× о путешествии, любовь× к животным, ожидание× перемен
2)глагол + имя существительное(с предлогом и без): найти× грибы, пошел× с другом, встретил× товарища, купить× журнал, играть× в футбол
3)глагол +личное местоимение(с предлогом и без): подойти× к нему, отошел× от нас, сказал× тебе, пришел× с ним, посоветоваться× с вами
4)причастие + имя существительное(с предлогом и без): ожидающий× ответа, приготовивший× салат, построенный× другом, переплывший× речку, написавшая картину
5)причастие+личное местоимение(с предлогом и без): пришедшая× к нему, узнавшая× от них, обещавшая× нам, рассказанная× им, посвященная× мне.
6)деепричастие + имя существительное: думая× о семье, решив× задачу, измерив× давление, улыбаясь× людям, пробудившись× от сна.
7)деепричастие+личное местоимение(с предлогом и без): угощая× нас, заботясь× обо мне, объяснив× им, гуляя× с тобой, вернувшись× к нему.
3. Примыкание
1)глагол+ наречие: крикнул× громко, писать× грамотно, посмотреть× вверх, повернуть× направо, поесть× досыта.
2)причастие + наречие: решающий× правильно, выучивший× наизусть, сделанный× давно, вспомнивший× сегодня, смотрящий× вперед.
3)деепричастие + наречие: думая× постоянно, решая× правильно, придумав× своевременно бескорыстно, пробежав× быстро.
4)наречие+наречие: очень весело×, довольно интересно×, совершенно неправильно×, крайне неприятно×, довольно пошло×.
5)имя существительное + наречие: яйцо× всмятку, кофе× по-турецки, шашлык× по-грузински, поворот× направо, лекарь× поневоле.
6)глагол + начальная форма глагола: желаю× уехать, приготовился× отвечать, обещали× погулять, пожелаю× выздороветь, приду× посоветоваться.
7)причастие + начальная форма глагола: желающий× узнать, хотящий предлагающий× приехать, требующий× прекратить, умеющий× поговорить.
8)деепричастие + начальная форма глагола: придя× посоветоваться, думая× погостить, решив× ответить, предполагая× остаться, обещая
9)имя существительное + начальная форма глагола: желание× учиться, мечта× уехать не беспокоить, умение× рисовать, стремление
10) имя прилагательное+начальная форма глагола объяснить, готовый× переделать, вынужден× извиниться, должен× уехать, склонный× подождать.
Пользуясь справочной литературой как еще могут строиться словосочетания со связью примыкание. Приведите примеры других структурных схем.
1) Существительное + несклоняемое прилагательное: цвета× хаки
2) глагол + форма сравнительной степени прилагательного или наречия: нарисовал× красивее
3) наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия: чуть× левее
4)существительное + притяжательные местоимения ЕГО,ЕЕ,ИХ: его идея×, их друзья×.
Главные слова в словосочетаниях отмечены крестиком×