Международная олимпиада по русскому языку для 5 классов
1. Укажите неверное утверждение:
А) Диалог – это речь одного лица.
Б) Прямая речь – это речь какого-либо лица, передаваемая дословно.
В) Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых
предложений.
Г) Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому
обращаются с речью.
2. Определите вариант, в котором знаки препинания расставлены
неправильно:
А) Колокольчик звонко плачет, хохочет и визжит.
Б) Принцесса решила: «Маленькому королю нужна !»
В) Красив, наряден лес в дни ранней осени.
Г) «Кар!» кричит ворона.
3. Найдите «4-е лишнее»:
А) Подлежащее Б) Сказуемое
В) Имя существительное Г) Определение
4. В каких словах все согласные звуки звонкие?
А) альбом Б) южный
В) аппетит Г) клуб
5. Найдите слово с неверно выделенным ударным слогом:
А) начАть Б) докумЕнт
В) алфавИт Г) повтОришь
6. Как расположить названия птиц в алфавитном порядке?
1-жаворонок, 2 – кукушка, 3-зяблик, 4 - дрозд
А) 1, 2, 3, 4 Б) 2, 1, 4, 3
В) 4, 1, 3, 2 Г) 4, 3, 2, 1
7. Определите пословицу, в которой нет антонимов:
А) За маленьким погнался, а большое потерял.
Б) Век живи – век – учись.
В) Меньше говори – больше делай.
Г) Сытый голодного не разумеет.
8. Найдите предложения с нарушенными фразеологизмами:
А) Нельзя зарывать свой талант в песок.
Б) Он совсем потерял голову от радости.
В) Мои друзья готовы идти со мной в огонь и в воду.
Г) У меня на душе собаки скребут.
9. Какое слово не является для остальных родственным?
А) носить Б) носильщик
В) переносица Г) приношение
10. Найдите слово без приставки:
А) оплата Б) отечество
В) окаменеть Г) оцифровка
11. Какое слово НЕ содержит суффикс –ИК?
А) баловник Б) столбик
В) кирпичик Г) зайчик
Международная олимпиада по русскому языку для 5 классов
12. Установите соответствие:
А
синонимы
Б
антонимы
В
омонимы
Г
однокоренные
слова
1.
Топкий – топь
2.
Радость –
печаль
3.
Киви (фрукт) –
киви (птица)
4.
Болтливый –
словоохотливый
А) А - 3, Б - 1, В - 2, Г - 4 Б) А - 3, Б - 2, В - 1, Г - 4
В) А - 1, Б - 2, В - 3, Г - 4 Г) А - 4, Б - 2, В - 3, Г - 1
13. Соотнесите схему с примерами:
А д..горать 1 з
Б ра..чистить 2 а
В з..думчивый 3 с
Г во..раст 4 о
А) А - 3, Б - 2, В - 1, Г - 4 Б) А - 4, Б - 3, В - 2, Г - 1
В) А - 2, Б - 1, В - 4, Г - 3 Г) А - 1, Б - 2, В - 3, Г - 4
14. Установите «цветовое» соответствие:
А ярко-красный 1 опаловый
Б ярко-зеленый 2 коралловый
В светло-фиолетовый 3 изумрудный
Г
молочно-белый с голубизной
или желтизной 4 лиловый
А) А - 1, Б - 2, В - 3, Г - 4 Б) А - 3, Б - 2, В - 1, Г - 4
В) А - 2, Б - 3, В - 4, Г - 1 Г) А - 4, Б - 2, В - 3, Г - 1
15. Как называется наименьшая значимая часть слова?
Запишите ваш ответ в бланке ответов справа от номера задания.
1 -А
2-б
3-в
4 б
5 г
6 в
7 б
8 а
9 в
10 б
11 а
12 в
13 б
14 в
15 морфема
Объяснение: