М. Создание чернового варианта
3. Прочитайте рекомендации специалиста Что для вас оказалось новы?
о
енько
рокий
Источником сочинений-описаний внешности может быть все, что угодно.
Это и жизненный опыт, когда портрет воссоздается по памяти, например
внешность человека, которого я видеn однажды...». Или вообразена
смои портрет через 10 лет». Источником описаний могут быть специальные
наблюдения, в том числе и по картине (см. параграф «Роль имён существ-
тельных в тексте). Со словесным описанием героя литературного произве
дения вы уже ознакомились в предыдущем упражнении.
Описание внешности строится по плану (см. приложение План сочинения-
описания) Остановимся на mавной его части, в которой нужно перечислить
важные признаю и детали внешности. Какие же? Достаточно посмотреться в
зеркало и их перечислить. Затем следует подобрать определения какая голова?
какие волосы? какое лицо? И так далее (см. схему). Записать все ответы в чер-
новик Вот и собран основной материал!
А теперь самое главное! Задумайте, нравится вам человек, которого вы
будете описывать, или нет. От ответа на этот во зависит основная мысль
сочинения! Можно писать сочинение о замечательном друге, дорогом род-
ственнике, великом человеке, но также и о том, кто никогда не станет для
вас другом... Исходя из того, какую мысль вы хотите выразить, вы начнете
отбирать материал для своего сочинения: особые эпитеты и метафоры...
• Определите сами источник сочинения-описания внешности, над которым вы бу-
дете работать (см. первый абзац текста).
• Выполните рекомендацо автора текста, данную во втором абзаце.
• Подумайте и определите основную мысль своего сочинения, учитывая инфор-
мацио третьего абзаца рекомендаций.
Следуйте алгоритму памято «Плач сочинения описания.
• Прочитайте первый вариант своего сочинения другу. Учтите его замечания при
создании итогового варианта
Когда однажды в солнечное утро летом я пошла в лес, то в траве увидела алмазы. Они блестели и переливались на солнце разными цветами: жёлтым, красным, синим. Когда подошла ближе, то увидела, что это капли росы собрались в траве и блестят на солнце. Листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Капли катаются и не мочат его.
Когда я неосторожно сорвала листок с росинкой, то капелька скатилась, как светлый шарик, незаметно проскользнула мимо стебля. Вторую такую чашечку я потихоньку поднесла ко рту и выпила росинку. Она мне показалась вкуснее всякого напитка.
Вот так я любовалась росой на траве. Это было очень красиво.
Морфема — значимая часть слова
Морфемой мы называем наименьшую значимую часть слова. Морфемы — это приставки, суффиксы, корни, окончания. Значимая часть — это значит что-то обозначает. Получается, что морфема обладает значением.
Давайте убедимся в этом. Например, в словах дом, домик, надомный выделяется корень дом, который имеет значение, как и слово дом, - «жилое здание, квартира».
В словах присесть, приоткрыть, привстать приставка при имеет значение «неполнота действия». А в словах бесполезный, безграмотный, беспокойный приставка без(с) имеет значение «отсутствие чего-то, что выражено производящим словом».
Суффиксы тоже имеют значение: учитель, водитель, писатель, воспитатель — суффикс тель обозначает лицо по роду деятельности. А в словах белизна, голубизна, дороговизна — обозначает качество.
А что же окончание? Оказывается, и окончание имеет значение. В словах дорога, зима, вода окончание а обозначает женский род, именительный падеж, единственное число. А глаголы, имеющие окончание ешь (ищешь, работаешь, пишешь), указывают на 2 лицо, единственное число настоящего или будущего времени.
Таким образом, каждая морфема что-то обозначает, то есть она значимая часть слова.