а пыльным золотом тяжёлых колесниц, Летящих к пурпуру слепительных подножий, Курчавые рабы с натёртой салом кожей Проводят под уздцы нубийских кобылиц.
И там, где бронзовым закатом сожжены Кроваво-красных гор обрывистые склоны, Проходят медленно тяжёлые слоны, Влача в седой пыли расшитые попоны.
2 Свирепых воинов сзывают в бой рога; И вот они ползут, прикрыв щитами спины, По выжженному дну заброшенной стремнины К раскинутым шатрам – становищу врага.
Но в тихом лагере им слышен хрип трубы, Им видно, как орлы взнеслись над легионом, Как пурпурный закат на бронзовые лбы Льёт медь и киноварь потоком раскалённым.
3 Ржавеет густо кровь на лезвиях мечей, Стекает каплями со стрел, пронзивших спины, И трупы бледные сжимают комья глины Кривыми пальцами с огрызками ногтей.
Но молча он застыл на выжженной горе, Как на воздвигнутом веками пьедестале, И профиль сумрачный сияет на заре, Как будто выбитый на огненной медали. 1916
5.Пользуясь таблицей, произведите морфемный разбор данных слов.
Слово
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
1)заземление
2)ножонка
3)авиационный
4)дешевизна
5)делаешь
6)наводнение
6.Укажите номера примеров, которые представляют собой словосочетания:
1) гром и стук; 6) за водой;
2) распахнулась дверь; 7) куда-то ушёл;
3) влететь в избу; 8) не двигаться;
4) хлынуть ливнем; 9) умные глаза;
5) не сказать ни слова; 10) около сундука.
7. Укажите номера примеров, в которых разбор по членам предложения выполнен правильно:
От инея пожелтели берёзки. Береговая поросль быстро теряла листву. Небо покрывалось тяжёлыми облаками. Холодный ветер оборвал засохший листок. Река весело катилась в горах.
8. Прочитайте текст.
Пришёл однажды Витя в лес. Вдруг в кустах возле ручья он услышал приглушённый писк. Витя сделал несколько шагов к воде, внимательно посмотрел по сторонам и увидел большую голову и тонкие ножки лосёнка. Лежит бедняжка, весь съёжился от холода. Обхватил его мальчик и вынес на дорогу. Пошёл домой, а лосёнок за ним идёт, не отстаёт.
Взял Витя лосёнка с собой и приютил его дома. Уложил его в тёплый уголок, прикрыл старой шубкой, потом нашёл соску и угостил лосёнка вкусным молоком. Так и прижился лосёнок у Вити.
Проанализируйте текст.
Тип речи:;
Стиль речи:;
Вид связи предложений в тексте: .
9.Какие средства художественной выразительности использует поэт?
1.Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной. И.Бунин
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару. И.Токмакова
10. Назовите произведение и автора по данным стихотворным строкам.
Летящих к пурпуру слепительных подножий,
Курчавые рабы с натёртой салом кожей
Проводят под уздцы нубийских кобылиц.
И там, где бронзовым закатом сожжены
Кроваво-красных гор обрывистые склоны,
Проходят медленно тяжёлые слоны,
Влача в седой пыли расшитые попоны.
2
Свирепых воинов сзывают в бой рога;
И вот они ползут, прикрыв щитами спины,
По выжженному дну заброшенной стремнины
К раскинутым шатрам – становищу врага.
Но в тихом лагере им слышен хрип трубы,
Им видно, как орлы взнеслись над легионом,
Как пурпурный закат на бронзовые лбы
Льёт медь и киноварь потоком раскалённым.
3
Ржавеет густо кровь на лезвиях мечей,
Стекает каплями со стрел, пронзивших спины,
И трупы бледные сжимают комья глины
Кривыми пальцами с огрызками ногтей.
Но молча он застыл на выжженной горе,
Как на воздвигнутом веками пьедестале,
И профиль сумрачный сияет на заре,
Как будто выбитый на огненной медали.
1916
1.Подчеркните слова, в которых находятся рядом два гласных звука:
Растеряша, единица, сюрприз, трагедия, подъёмник, поглядеть, юбилей, отчётный, ёжиться, темнеет.
2.Расставьте ударение в словах:
Квартал, ракушка, кладовая, баловаться, секторов, начала, учится, приняли, понял, ремень.
3.В данные слова вставьте пропущенные буквы:
Щ…пальце, ранч…, мета…, холщ…вый, б…гровый, ж…кей, до…атый, подж…г(здания), в…негрет, доч…рка, ю…аты, лягуш…нок, г…рлянда.
4.Объясните значение фразеологических оборотов:
Водой не разольёшь- ;
Как в воду опущенный- ;
Как в воду глядел- ;
огонь и воду- ;
Набрал в рот воды- ;
Воды не замутит- ;
Толочь воду в ступе-.
5.Пользуясь таблицей, произведите морфемный разбор данных слов.
Слово
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
1)заземление
2)ножонка
3)авиационный
4)дешевизна
5)делаешь
6)наводнение
6.Укажите номера примеров, которые представляют собой словосочетания:
1) гром и стук; 6) за водой;
2) распахнулась дверь; 7) куда-то ушёл;
3) влететь в избу; 8) не двигаться;
4) хлынуть ливнем; 9) умные глаза;
5) не сказать ни слова; 10) около сундука.
7. Укажите номера примеров, в которых разбор по членам предложения выполнен правильно:
От инея пожелтели берёзки.
Береговая поросль быстро теряла листву.
Небо покрывалось тяжёлыми облаками.
Холодный ветер оборвал засохший листок.
Река весело катилась в горах.
8. Прочитайте текст.
Пришёл однажды Витя в лес. Вдруг в кустах возле ручья он услышал приглушённый писк. Витя сделал несколько шагов к воде, внимательно посмотрел по сторонам и увидел большую голову и тонкие ножки лосёнка. Лежит бедняжка, весь съёжился от холода. Обхватил его мальчик и вынес на дорогу. Пошёл домой, а лосёнок за ним идёт, не отстаёт.
Взял Витя лосёнка с собой и приютил его дома. Уложил его в тёплый уголок, прикрыл старой шубкой, потом нашёл соску и угостил лосёнка вкусным молоком. Так и прижился лосёнок у Вити.
Проанализируйте текст.
Тип речи:;
Стиль речи:;
Вид связи предложений в тексте: .
9.Какие средства художественной выразительности использует поэт?
1.Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной. И.Бунин
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару. И.Токмакова
10. Назовите произведение и автора по данным стихотворным строкам.
Стихотворные строки
Произведение
Автор
1.О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорождённою их тенью!
И слышно нам по их движенью…
2.Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.