Контрольная работа за 1 полугодие по русскому языку. 5 класс Прочитайте текст и выполните задания письменно в тетради.
Зима
1)Зима в этом году стояла тёплая. 2)В воздухе висел дым. 3)Снег ложился на
землю и быстро таял. 4)Мокрые воробьи садились на печные трубы, толкались,
чирикали друг на друга. 5)Около мельницы вода не замерзала, а стояла чёрная, и в ней
кружились льдинки. 6)Но вот вдруг наступила непогода. 7)В печных трубах завыл,
засвистел разъяренный ветер, вздул снег. 8)Филька выбежал на улицу. 9)Там уже мело
и хлестало в глаза, летела с крыш солома, ломались скворечники, хлопали ставни.
10)Взвились столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню,
перегоняли друг друга.
Задания
1. Определите и запишите тему текста.
2. Из 1 предложения выпишите слова, в которых не совпадает количество букв и
звуков, рядом с каждым словом укажите количество букв и звуков.
3. Выпишите из текста два слова с безударной проверяемой гласной в корне слова и
графически обозначьте орфограмму.
4. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне слова и графически
обозначьте орфограмму.
5. Выпишите слово с разделительным мягким знаком и слово с разделительным
твердым знаком, графически обозначьте орфограммы.
6. Выпишите из текста два слова, которые состоят из корня, суффикса и окончания;
выделите в них морфемы.
7.Выпишите из текста слово на орфограмму «Правописание приставок,
оканчивающихся на З и С», объясните правописание приставки в этом слове.
8. Выпишите грамматическую основу 3 предложения.
9. Из 7 предложения выпишите все возможные словосочетания и укажите тип
словосочетания: именное или глагольное.
10. Дайте характеристику восьмому предложению:
какое оно по цели высказывания;
какое по интонации;
какое по количеству грамматических основ;
какое по наличию главных членов предложения;
какое по наличию второстепенных членов предложения.
(Он) подыщет работу - 1 спр.(подыскать), (он) дополнит ответ - 1 спр.(дополнять), дышится легко - 2 спр. (искл.), засеешь поле - 1 спр.(засеять), обклеишь обоями - 1 спр.(обклеить), вытрешь насухо - 1 спр.(вытирать), колышутся знамена - 1 спр.(колыхаться), народ борется - 1 спр.(бороться), снег тает - 1спр.(таять), все зависит от обстоятельств - 2 спр., (искл.), бродишь по аллеям - 2 спр.(бродить), он ненавидит ложь - 2 спр.(искл.), сказанного не воротишь - 2 спр.(воротить), ты все можешь - 1 спр.(мочь), солнце греет - 1 спр.(греть), окно заиндевеет - 1 спр.(заиндевать), слышишь все шорохи - 2 спр.(искл.), хочется выиграть - 1 спр.(хотеть).
Объяснение:
Определения и приложения обособляются, выделяясь интонацией при произношении и запятыми на письме, если:
1. Определение или приложение распространенное и согласованное стоит после главного слова (Утром я увидел траву, мокрую от росы.)
2. Определения или приложения согласованные и однородные стоят после главного слова (Листья, желтые и красные, кружатся в воздухе.)
3. Определение или приложение относится к личному местоимению (А он, мятежный, просит бури.)
4. Определение или приложение имеет обстоятельственное значение, отвечает на вопросы: "почему?" или "несмотря на что?" (Раненный в плечо капитан не покинул строя.)
5. Определение или приложение относится к имени собственному (Евгения Петровна, в платке и пальто, быстро вошла в комнату.)
6. Определение или приложение отделяется от главного слова другими словами (Стрелы, пущенные в него, упали, жалкие, обратно на землю.)
7. Приложение одиночное и стоит после главного слова (Четвертый мальчик, Павлуша, тоже был тут.)