Контрольная работа за 1 четверть 8 класс 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания:
На нашей р..ке есть укромные места, к которым трудно пробрат..ся. Там нельзя (н..) п..чу..ствовать себя в мире отг..рож..нном от остального з..много пр..странства. У черёмух выр..сли(2) до своей вел..чины будущие ягоды (4). Теперь они гла(д/т)кие ж..сткие как(будто) выреза(н,нн)ы из зелёной кости и отполирова(н,нн)ы. Листья ракиты п..вёрнуты то своей ярко(зелёной) то матовой ст..роной отчего вся крона кажет..ся светлой. У кромк.. воды р..стут накл..няясь(3) (в)сторону тра́ вы. Тут и крапива тут и высоче(н,нн)ые зонтичные.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный разбор слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания. 1) (не)выносимо жгло, (не)проверенные факты, ничем (не)оправданный 2) (не)пришедший вовремя, работы (не)проверены, (не)отцов плащ 3) (не)думая о будущем, (не)отшлифованный алмаз, нисколько (не)жалко 4) (не)весёлый взгляд, (не)знавший правду, шумел (не)подалёку
4. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи. 1) брал на руки 2) слегка смягчить 3) крепкая дружба 4) книга прочитана
ВСЁ КРОМЕ ПЕРВОГО
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания:
На нашей рЕке есть укромные места, к которым трудно пробратЬся. Там нельзя не почуВствОвать себя в мире, отгОрожЕнном от остального зЕмного прОстранства. У черёмух вырОсли(2) до своей велИчины будущие ягоды (4). Теперь они глаДкие, жЁсткие, как будто вырезаНы из зелёной кости и отполироваНы. Листья ракиты пОвёрнуты то своей ярко - зелёной, то матовой стОроной, отчего вся крона кажеТСя светлой. У кромкИ воды рАстут, наклОняясь(3) в сторону, тра́ вы. Тут и крапива, тут и высочеННые зонтичные.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный разбор слова
выросли вы/рос/л/и -
окончание - и
основа слова - выросл
приставка - вы
суффикс - л
корень - рос
(3) – морфологический разбор слова
(растут) наклоняясь(3)
1. растут (что делая?) наклоняясь - деепричастие
Начальная форма: наклоняться
2. Морф.признаки: совершенный вид, переходное, возвратное неизменяемая часть речи
3.растут (как?)
|наклоняясь в сторону| - обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
_. _. _
(4) – синтаксический разбор предложения:
У черёмух выросли до своей величины будущие ягоды.
1.повествовательное, 2.невосклицательное, 3.простое, 4.двусоставное, 5.полное, 6.распространенное,
7.не осложнено
Основа:
выросли - сказуемое, выраженное глаголом =
ягоды - подлежащее, выраженное сущ. ___
Второстепенные:
У черёмух - дополнение, выраженное сущ. с предлогом - - -
своей - определение, выраженное местоимением ~~~
до величины - дополнение, выраженное сущ. с предлогом - - -
будущие - определение, выраженное прилагат-м
~~~
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
2) не пришедший вовремя - у причастия есть зависимое слово вовремя
работы не проверены - краткое причастие
не отцов плащ - с притяжательным прилагат-м
Остальные:
1) невыносимо жгло, непроверенные факты, ничем не оправданный
3) не думая о будущем, неотшлифованный алмаз, нисколько не жалко 4) невесёлый взгляд, не знавший правду, шумел неподалёку
4. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) брал× на руки - управление
2) слегка смягчить× - примыкание
3) крепкая дружба× - согласование
4) книга прочитана - это основа, не словосочетание