Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина Большое место в творчестве А.С. Пушкина занимает историческая тема. Соотнесите произведения А.С. Пушкина и исторических деятелей, которые являются их героями.
А) «Медный всадник»
Б) «Борис Годунов»
В) «Капитанская дочка»
Г) «Полтава»
А) Петр I
Б) Карл XII
В) Григорий Отрепьев
Г) Емельян Пугачев
2. Собирая материал для «Истории Пугачева» и повести «Капитанская дочка»,
А.С. Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта. Исключите из списка те названия населенных пунктов, которые поэт не посещал с этой целью.
А) Нижний Новгород
Б) Пенза
В) Казань
Г) Симбирск
Д) Владимир
3.Определите, кому из героев произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат следующие высказывания:
1. «Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу» 2.«Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою»
3.«...слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платьеснову, а честь смолоду»
4.Соотнесите этапы становления души и характера главного героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петра Гринева с событиями, которыми эти этапы обозначены.
А) легкомыслие, своеволие, сменившееся стыдом и раскаянием
Б) сострадание, милосердие
В) симпатия к простым добрым людям, занятия литературой, любовь
Г) готовность на подвиг или на смерть, соприкосновение с личностью Пугачева, невольная симпатия к широте его души
Д) сила характера, нравственная стойкость, умение не терять бодрости духа и надежды
А) окончание войны, арест и помилование
Б) встреча с Зуриным в трактире
В) встреча с вожатым
Г) жизнь в Белогорской крепости
Д) грозные события, связанные с крестьянским восстанием
5.Укажите правильные ответы:
1. О каких исторических событиях идет речь в повести?
А. Крестьянская война под предводительствомЕ. Пугачева
Б. Бунт яицкого войска
В. Бунт Ивана Болотникова
Г. Поход князя Голицына на Оренбург
Д. Стрелецкий бунт в Москве
6.Какой теме посвящено стихотворение А.С. Пушкина «19 октября»?
А) теме любви
Б) теме дружбы
В) теме свободы
Г) теме поэта и поэзии
7.Каким стихотворным размером написано стихотворение А.С. Пушкина «19 октября», отрывок из которого приведен ниже?
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
8. По какой причине А.С.Пушкин избрал рассказчиком Гринёва?
А. Гринёв принадлежал к старой дворянской семье, где понятия «честь» и «служба» неразрывны.
Б. Мировоззрения автора и Гринёва совпадают.
В. Молодость Гринёва позволяет ему забыть о сословной принадлежности и руководствоваться здравым смыслом.
9. Каким образом соотносятся в повести «Капитанская дочка» образы Гринева и Швабрина? Соотнесите характеристики с персонажами, которым они принадлежат:
1. AA, БВ, ВГ, ГБ
2. Б, Д
3. А) Стремянный, Б) Кутить, В) Грош Г) Урядник, Д) Временщик
4. А) Отец Гринева Андрей Петрович, Б) Пётр Гринев
5. АБ, БВ, ВГ, ГД, ДА
6. Емельяна Пугачева. АБ, БА
7. В
8. Эпитеты: рассеянной бури, ясной лазури, унылую тень, последняя туча, ликующий день, таинственный гром, алчную землю.
Олицетворения: ты (туча) несешься, наводишь тень, печалишь день, небо облегала, молния обвивала, землю поила, гром издавала, земля освежилась, ветер, лаская листочки, гонит с небес.
Анафора: повторение слова “одна ты” и союза “и” в начале строк.
Ассонанс (повторение звука “у”, “и”): бури, лазури, унылую, поила.
Аллитерация (повторение звука “г”, “с”): древес, небес, грозно, гром.
9. Ямб