Контрольная работа по теме «Глагол»
1 Определи время глаголов
а) Они берут свое начало в ледниках и образуются из тающего льда,
начинаются маленькими, чуть заметными струйками.
б) Деревья в лесу зашумят не все сразу, а поочередно. Отыграет листвой береза,
а за ней по соседству сухо липа, дуб потрясет рыжими космами.
в) Днем была духота. Я лег под березу, заснул и от гари. Ветер
стелил дым над озером.
2 Подчеркни глаголы II спряжения.
Как хорош этот лес осенью, когда прилетают вальдшнепы! Спокойно дышит
грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за
собакой, а между тем любимые образы, лица приходят на память. Вся жизнь
развертывается легко и быстро, как свиток.
3 Подчеркни глаголы I спряжения.
Брить, стелить, вылететь, ненавидеть, колоть, выспаться. дышать, думать,
шептать, держать, обидеться, бороться, украсить, тянуться, лаять, вертеть,
4 .Вставь пропущенные буквы. ПОДЧЕРКНИ глаголы II спряжения с
безударным окончанием:
а) они представля_т, они слуша_т, они завис_т;
б) держ_мся, вымокн_м, украша_м;
5.. Подчеркни глаголы I спряжения с безударным окончанием:
а) бор_шься, ненавид_шь, стро_шь;
б) он ответ_т, он выстро_т, он ла_т;
6 Отметь глагол, которому соответствует следующая характеристика:
глагол несов. вида, II спр. стоит в ед. ч., наст. вр., 3 лице
Дышит степь июльская покоем, блещут зори дальние.
7 Укажи ряд глаголов 1 совершенного, 2 несовершенного вида:
а) рассыпать, засыпать, вырезать, сбегать;
б) сыпать, спать, резать, бегать.
8 . Ряд глаголов относится к 1 первому, 2 второму спряжению:
а) сеять, лелеять, лаять;
б) терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть;
в) одеть, добреть, жалеть, успеть.
Дальние горы ове ты (я не понимаю это слово) синеватой мглой. Крепли и расправлялись ц горизонта.Лёгкий ветер шевелил густые травы пестревшие разноцветными головками.Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, будто упавшие на землю и оправленые в изумрудную зелень.
мы миновали небольшую кучку юрт, расположившихся над озером. Зелёный дуг опять принял нас в свои молчаливые объятия. Горы на другом берегу уже не туманились. Все ближе подступали холмы, разделенные узкими лужками. Временами в ущельях раздавался топот конских копыт, и табун ,одичавший и объевшийся, на буйных травах выскакивали на луговину. Его привлекало ржание лошадей.
1.Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.
Перед союзом запятая, т.к. предложение имеет 2 грам. основы и явл. сложным:
1) Листья (что?)- подлежащее, выражено сущ. Опадают (что делают?)- сказуемое, выражено глаг.
2) Протянулась (что сделала?)- сказ., выражено глаг. Паутина (что?)- подлеж., выражено сущ.
Схема: [–=], и [=–]
2.Наступила осень.
Грам. осн: наступила (что сделала?)- сказ., выражено глаг. Осень (что?)- подлеж., выражено сущ.
[=–]
3. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
Сложное предл., состоящее из 2 основ:
1) Веют (что делают?)- сказ., выражено глаг. Ветры (что?)- подлеж., выражено сущ.
2) Ветви (что?)- подлеж., выражено сущ. Качаются (что делают?)- сказ., выражено глаг.
(Когда =–), [–=]
4.Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Грам. осн:
1) Лес (что?)- подлеж., выражено сущ. Обнажился (что сделал?)- сказ., выражено глаг.
2) Идут (что делают?)- сказ., выражено глаг. Дожди (что?)- подлеж., выражено сущ.
[–=], [=–]
5.Птицы улетают в теплые края.
Птицы (кто?)- подлеж., выражено сущ. Улетают (что делают?)- сказ., выражено глаг.
[–=]