Контрольная работа по теме «Частицы» 1 вариант
1) Выпишите все частицы, указать их разряд. Выполните морфологический разбор 2 частиц.
1) Вот пошел он в лес по грибы и заблудился.
2) Вот и присел он под дерево.
3) Давай, мол, дождусь утра.
4) Присел и задремал.
5) Вот задремал и слышит, вдруг кто-то его зовёт.
6) Смотрит – никого.
7) Он опять глядит, а перед ним на ветке русалочка сидит, качается и его к себе зовёт, а сама помирает со смеху.
2)Перепишите, вставив нужную букву.
Н… сколько обид рассорили друзей;
Н… один лишь стебелёк трепещет в бурю;
Н… луны, н… звёзд.
3. Укажите неверное утверждение.
а) Частица — это служебная неизменяемая часть речи.
б) Частицы всегда пишутся раздельно.
в) Модальные частицы выражают во восклицание, сомнение, уточнение.
4. Укажите выражение с отрицательной частицей.
а) Служить бы рад — прислуживаться тошно.
б) Только человек украшает жизнь.
в) Не ветер бушует над бором.
5. Укажите предложение(я) со смыслоразличительными частицами.
а) Закат давно угас.
б) За дождем не видно было ни моря, ни неба.
в) Пусть на всей планете радуются дети.
г) Как прекрасна земля!
6. Укажите случаи написания частицы через дефис.
а) (Не)увидел;
б) захотел(бы);
в) сделал(то).
7. Укажите, когда не со словом пишется раздельно.
а) Постигла (не)удача;
б) (не)жалеет;
в) (не)ряшливый.
8. Выпишите указательные частицы.
а) такой, так, вон, около, от;
б) все, а вот, под, этот, туда;
в) он, ни, это, где, да.
9. Укажите предложения, в которых есть частицы
а) Пускай дежурные вытрут доску.
б) Не пускай козла в огород.
в) «Что за диковина»,- приятель отвечал.
10. Укажите предложения с ошибками в употреблении формообразующих частиц.
а) Давай напишите заметку в газету.
б) Вряд ли я смог бы ответить на это письмо вовремя.
в) Только сейчас я понял причину неудачи.
г) Как бы мне хотелось бы увидеть это б своими глазами б.
11. Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу ни.
а) Час был ... слишком поздний.
б) Нет ... солнца, ... света, ... тени.
12. Выполните синтаксический разбор предложения.
Уж за ближней межой по жнивью ничего не видать впереди.
Это текст принципиально нового строения, включающий языковые (устные и письменные) и внеязыковые (картинки, анимацию и др.) носители смысла, благодаря чему он имитирует акт общения с элементами разговорного диалога, непринужденности и доверительности.
Дисплейные и книжные тексты различаются по характеру восприятия информации. Чтение книг и расшифровка их смысла (который не всегда выражается прямо) – это напряжённая работа, но зато получаемые сведения становятся частью сознания и мировоззрения личности. Информация же, получаемая из дисплейных текстов , как правило, не требует серьёзного осмысления, она часто просто «скользит» мимо сознания и почти не задерживается в памяти.
Спишите, расставьте знаки препинания.
Выполните полный синтаксический разбор предложений.
1) Как только пройдут дожди мы отправимся в поход.
2) Было пасмурно когда мы возвращались домой.
3) Хотя уже давно рассвело в комнате горела лампа.
4) Как только земля просохнет начнутся посевные работы.
2.Составьте и запишите предложения по данным схемам:
3.Выыпишите из предложениий задания№1
одно словосочетание со связью управление,
одно – со связью согласование,
одно – со связью примыкание.
КАРТОЧКА №2.
1.Допишите СПП и укажите тип придаточного:
1) Я хотел поговорить с другом, затем чтобы……
2) Лесная тропинка привела волчонка туда, где…..
3) Часто люди рассуждают о том, что…
4) Мы долго ехали по горной дороге, по которой…
5) Спортом необходимо заниматься, потому что….