Контрольная работа № 6 Вариант 1 Выпишите из фрагментов басен Крылова частицы (если нужно, с теми словами, к которым они относятся). Определите значение частиц. 1) «А видел ли слона? Каков собой на взгляд? Я чай, подумал ты, что гору встретил?» - «Да разве там он?» - «Там». - «Ну, братец, виноват: Слона-то я и не приметил». 2) «Послушай-ка, дружище. Хотел бы очень я Сам посудить, твоё услышав пенье, Велико ль подлинно твоё уменье?» 3) «Расселись, начали квартет, он все-таки на лад нейдёт». Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием. Родители радуются спортивным успехам сына. Мы гордимся своей школой. Я несколько раз улыбнулся, читая это письмо. Сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу. Цветы (не, ни) поливали, и они засохли. – Увядшие розы вновь (не, ни) расцветут, как (не, ни) поливай их. Кто (не, ни) принимал участия в читательской конференции. Все остались довольны. – Кто (не, ни) принимал участие в конференции, очень сожалел об этом. Соедините предложения в сложные союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо. Путники шли безостановочно. Дорога была утомительна. ( как ни) Он не отказывался мне. Я обращался к нему за когда бы ни) В каких случаях ТО является частицей? Запишите такие предложения, определяя значение частицы. 1) Какая (то) сила бесшумно влекла его куда (то). (А. П. Чехов). 2) Песня над домом смолкла, за (то) над прудом соловей заводил свою. 3) Порой не (то) дрёма, не (то) забытье овладевали ими (А.П. Чехов). 4) А зачем же было самой (то) трудиться? 5) Кайся, да опять за (то) не принимайся (Поговорка). В каких случаях БЫ и ЖЕ являются частицами? Запишите такие предложения. 1) Дождь сейчас (же) перестал, и снова засмеялось весеннее непостоянное солнце. (А. Куприн). 2) Мать усмехнулась, Николай то (же) сконфуженно улыбнулся. (М. Горький) 3) Ветер неожиданно начинал шуметь в голых акациях и так (же) неожиданно затихал. ( К. Паустовский). 4) Мы остановились у колодца, что(бы) набрать воды. 5) Как (бы) ни был мал дождь, он всегда вымочит до нитки. Закончите предложения: 1) Узнают (ли) меня друзья, когда …… 2) Этот пример решается так (же), как …… 3) Что (бы) такое сделать, что (бы) порадовать…. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства. Скоро придёт долгожданная весна. (во сомнение) Весна – чудесное время года. (усиление, радость) Ели кажутся лиричными. (выделение, отрицание) Прочитайте предложения. Определите, в каком случае выделенное слово является частицей. Докажите своё мнение. Бабушка говорила убедительно и Я ослеп от весеннего солнца. повторение изученного
ОГО! Не я лучше пойду.