Контрольная работа № 2 по теме «Бесссоюзное сложное предложение"
вариант
1. Спишите предложения. Подчеркните главные члены н объясните расстановку знаков препинания.
А. Темноватые тучки расползались по бледно-голубому.небу; довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя.
Б. Витя забыл дорогу - ребятам пришлось ориентироваться по солнцу.
В. Он помнил: это правило нельзя нарушать.
2. Из данных предложений составьте три сложных. используя различные средства
связи.
Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.
3. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
A. Если скажешь слово, добавят два.
Б. окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.
4. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
А. Учись, мой сын науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни.
Б. Ученого учить только портить.
5. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении (выписать только букву правильного ответа). Пробовал бежать - ноги от страха не двигались.
A. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом
предложении.
6. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении (выписать только букву правильного ответа). Когда мы поднялись на холм, то увидели неожиданную картину: на опушке стояли два лося.
А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.
Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
В. Второе предложение рас один из членов первого предложения.
8. Среди предложений 12-16 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера
этих предложений.
12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И
уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16 Они возвращались соскучившиеся мы возвращаемся живые…
9. Составить бессоюзное сложное предложение, продолжив 1 часть, расставить знаки препинания.
1)Наши предки лучше относились к природе--
2)Много говоришь
На картине Сатарова Лесная прохлада» перед нами предстает живописная русская природа. Жарким летним днем мы оказываемся в лесу среди высоких деревьев. Здесь шелестит зеленая листва и дует лёгкий свежий ветер. Сквозь кроны деревьев проглядывает голубое небо с белыми облаками.
На переднем плане картины изображен неглубокий ручей, протекающий прямо посреди леса. Он извилистой лентой пробегает между деревьями и скрывается за поворотом. На дне ручья и по обоим берегам лежат камни различной величины: от самых маленьких до огромных валунов.
У правого берега можно увидеть небольшие заросли камыша. За ними видна тропинка, которая ведёт к ручью. По ней на водопой пришла молодая лошадь. У животного очень интересный окрас: сама лошадь светло-коричневая, а ноги внизу белые. Словно ей на ноги надели белые носки. Шелковистая грива и хвост совсем светлые, цвета спелой пшеницы. Лошадь спокойно пьёт прохладную воду. Видно, что она уже не раз приходила сюда утолять жажду.
Лес изображён на картине смешанный, из различных пород деревьев. Но самые красивые и стройные, как всегда, белоствольные березы. Их белые стволы выделяются на фоне травы и зеленой листвы. На правом берегу ручья видны пышные заросли кустарника. Два старых могучих дерева на левом берегу склонили свои ветви и стволы к воде. Если приглядеться, то можно увидеть их отражение на поверхности воды. Там же отражается и голубое небо, и пробивающиеся лучи яркого солнца.
Художник на своем полотне показывает нам, какой бывает красивой наша природа. И какой она бывает щедрой по отношению к людям и животным. В летнее время в лесу можно найти грибы и ягоды, насладиться запахами душистых трав, услышать пение птиц. Жарким днём в тени деревьев можно укрыться от летнего зноя и получить удовольствие от прохладного ветерка.