Комплексный анализ текста. 6 класс
1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)Вот и со..нце спрятал..сь. (2) Стало темно. (3) И лес, и дальн..е деревни, и тр..ва – всё облеклось в безразличный, какой(то) зловещий цвет.
(4)Деревья перестали п..качиват(?)ся и задевать друг друга сучьями. (5)Они выпр..мились, только изредка н..клонялись в..рхушками между собой, как будто взаимно предупреждали себя ш..потом о близк..й опас(?)ности. (6) Туча уже обл..жила горизонт и образовала какой(то) свинц..вый непроницаемый свод. (7)Наступила минута всеобщ..го торжественного м..лчания.
2.. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Озаглавьте текст.
7. Укажите признаки текста.
8. Предположите, о каком явлении природы может идти речь в данном тексте. Аргументируйте ваш ответ.
9. Укажите номер односоставного предложения.
10. Продолжите утверждение: Тире в предложении 3 ставится …
11. Выпишите слова с орфограммой «О-Ё(Е)после шипящей», выделите морфемы этой орфограммы
12. Из предложений 4-6 выпишите существительные, состоящие из корня, суффикса и окончания.
13. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.
14. Выпиши 3 переходных глагола
15. Выполните синтаксический разбор предложения 7.
Объяснение:
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В времени глаголы изменяются по родам и числам.
В русском языке два спряжения — первое и второе.
Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют, относятся к I спряжению.
Глаголы, которые имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -am, -ят, относятся ко II спряжению.
Умение определить спряжение глагола правильно писать его окончания.
Чтобы определить, какого спряжения глагол, нужно посмотреть, куда падает ударение: на окончание или на основу.
Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию. У глаголов I спряжения в окончаниях в соответствии с произношением пишется -е-, а у глаголов II спряжения -и-.
I спр. II спр.
1-е лицо ед. ч. несу, шью сплю, спешу
2-е лицо ед. ч. несёшь, шьёшь спишь, спешишь
3-е лицо ед. ч. несёт, шьёт спит, спешит
1-е лицо мн. ч. несём, шьём спим, спешим
2-е лицо мн. ч. несёте, шьёте спите, спешите
3-е лицо мн. ч. несут, шьют спят, спешат
У глаголов I спряжения в 3-м л. мн. ч. окончания -ут (-ют) , а у глаголов II спряжения-am (-ят) .
Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по инфинитиву.
Ко II спряжению с безударными личными окончаниями относятся:
а) все глаголы, имеющие в инфинитиве -ить: пилить, молотить, боронить и др. (кроме глаголов брить, стелить и образованных от них выбрить, застелить, перестелить и др.) ;
б) семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть и образованные от них посмотреть, увидеть и т. п. ;
в) четыре глагола на -ать: слышать, дышать, держать, гнать и образованные от них услышать, задышать, подержать и т. п.
Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.
простые
Я кушаю кашу
Ты идёшь гулять
Вы купили в магазине крупу
Мы ходили на каток
Он не любит учиться
сложные
1 личные местоимения.
Я никогда бы не подумала, что они на такое: сбросить бомбу на столицу в самый разгар праздника!
2. возвратные местоимения
Себя понять не так-то просто, нужно каждый день проживать так, чтобы не оставалось вопросов и сомнений по поводу правильности поступков, а также не приходилось искать оправдания для эгоистично настроенного сознания.
3. притяжательные местоимения
Мой ли это урок, моя ли судьба, а может простая случайность заставила всю цепочку событий выстроиться именно в такой последовательности?
4. Относительные местоимения
Интересно, кто придумал обязательно оплачивать проезд в автотранспорте и какой будет итог, если снова попробовать пройти без билета?
5. Неопределенные местоимения
Кто-то стоял за спиной Андрея, парень физически ощущал близость странного гостя и липкий холодок расползался по его хребту, он чувствовал, как некто тянет к нему свои руки, но сдвинуться с места был не в силах от охватившего его страха.