Комплексный анализ текста № 15.
1. Запишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните орфограммы:
(1)Два человека шли вместе по дорог.. и н..сли на пл..чах каждый св..ю н...шу. (2)Один человек нёс (не)сн..мая её всю д...рогу. (3)А другой всё останавл...вался сн..мал ношу и садился о...дыхать. (4)Но ему надо было вс..кий раз опять подн..мать н...шу и опять взвал...вать на плечи. (5)И тот который сн..мал ношу больше устал чем тот который нёс (не)снимая. (Л.Н.Толстой)
2. Укажите тему текста.
3. Какова идея текста?
4. Тип речи.
5. Стиль речи.
6. Выпишите из текста деепричастие. Укажите его вид.
7. Выполните морфемный разбор деепричастия из текста.
8. Выделите деепричастные обороты в тексте.
9. Укажите номера предложений, которым подходит характеристика: повествовательное, невосклицательное двусоставное, рас осложнено однородными сказуемыми
10. Выпишите из предложения № 1 пять слов, в которых все согласные звуки твёрдые.
11. Выпишите из предложения № 5 слово, в котором все согласные звуки глухие.
12. Выполните синтаксический разбор предложения № 2.
Я прочитал сказ Павла Бажова «Медной горы Хозяйка».
В этой книге ведётся рассказ о парне Степане Петровиче. Работал Степан на покосах. Была у него невеста, по имени Настасья. Пошёл раз Степан на работу, покосы смотреть. Покосы были далеко. День был жаркий, и идти было тяжело. В лесу хорошо, прохладно. Присел Степан отдохнуть и заснул. Проснулся и видит, сидит возле него на камне девушка, ростом невысокая. На месте усидеть спокойно не может, всё время поворачивается, как будто ищет что-то. Степану сначала показалось, что всё это во сне ему привиделось. Только не спал он. Тут, Степан, и обомлел — понял, что с Хозяйкой Медной горы видится. Из шелкового малахита платье было на ней надето, сорт малахита такой бывает. Камень, а на глаз как рукой погладить хочется. Знал Степан про Хозяйку много рассказов. Знал и о том, что над людьми она забавляться любит.
Подозвала Хозяйка Степана и велела ему передать приказчику следующие слова. «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала, тебе, душному козлу, чтоб ты с Красногорского рудника убирался. Ежели ещё будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть».
Степан так и передал слова Хозяйки. Приказчик разозлился и наказал его. После этого руда исчезла. Степан вскоре умер. За то, что исполнил он женским прибором, которую Степан подарил своей невесте.
Перед нами картина Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Это пейзаж, изображающий полдень последних дней зимы.
На картине описан обычный день в деревне. Гуляют по двору куры, резвые ребятишки собираются пойти покататься на лыжах, деревянный забор ограждает, стоящий на переднем плане деревянный дом, в котором, возможно, собрались у тёплой печки хозяева и пьют горячий чай из самовара.
Так как пейзаж зимний, соответственно на нём преобладают белые краски. Земля на картине укрыта холодным белым одеялом. Однако легким намёком на то, что зиме приходит конец, являются оголённые ветви деревьев: зелёных колючек елей и прекрасных ветвей березок. Так же разнообразие в монотонную картину вносят деревянная фактура дома и яркое оперение домашних птиц. Нежные лучики, ещё не греющего, но такого родного, солнца проникают во все уголки картины, предавая краскам некий блеск. Скоро красное солнышко будет согревать каждый уголок Земли и каждого его жителя от мала до велика.
Размытые силуэты деревьев на заднем фоне, яркий деревянный домик, огибающий его, забор и тени, будто падающие на тебя, создают эффект полного погружения в атмосферу, созданную мастерской кистью художника. Ты словно чувствуешь ароматы хвои и вдыхаешь свежий, ещё холодный, деревенский воздух, и у тебя пробегает мысль прокатиться с ребятишками на лыжах, потом попить чаю из самовара, сидя у печки. Но вдруг понимаешь, что перед тобой лишь картина, а не дверь в сказочный мир. Хотя… Картины настоящих мастеров всегда являются дверью в особый сказочный мир, мир грёз и воображения.
Мне очень понравилась картина Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Мне кажется, что она воистину гениальна, ведь не каждая картина создаёт уникальный эффект погружения, не каждая картина обрести душевное спокойствие. Константину Фёдоровичу удалось создать подобный шедевр.