Объяснение:После посещения Отрадного и знакомства с Наташей образ мыслей князя Андрея меняется. Ночной разговор Наташи с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью невольно передаются Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но уже другой. «Старый дуб, весь преображенный, реображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”, – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления» . Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека".. Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам. .
В тексте Е.Гинзбург поднимается проблема выбора между совестью и долгом. Как поступить, если буква закона противоречит велению совести? Что важнее – долг гражданина или долг семьянина, друга? – такими вопросами задаётся автор. Эту проблему она раскрывает на примере фрагмента по мотивам собственной биографии, в котором она описывает следствие по ложному обвинению.
В самом начале текста читателю становится ясно, что героиня рассказа – приверженка сохранения чести и дела правды любой ценой. Позиция героини заключается в том, что даже государственные законы могут быть губительны для людей и долг каждого человека – не малодушничать, а оставаться верным себе, своим друзьям и говорить только правду, какой бы она ни была. Эту позицию подтверждает, например, употреблённый в её рассуждении перифраз «сеть Люцифера» по отношению к спискам обвинённых. Более того, героиня разъясняет свою мысль в кульминационном моменте текста, говоря о том, что предательство правды в угоду закону повлечёт за собой череду смертей: «Володя, <...> ведь это фальшивка. Вы ничего подобного не говорили. Подписав это, вы убиваете стольких людей, ваших товарищей, которые так хорошо к вам относились».
Противоположную позицию представляет в тексте друг героини и свидетель по её ложному обвинению – Володя Дьяконов. Между подруги и соблюдением закона о контрреволюционной деятельности он выбирает предательство подруги в угоду отведения подозрений государства от себя. Свои действия он оправдывает тем, что несоблюдение закона навлечёт на него жестокие санкции – а ведь он «недавно перенёс энцефалит», к тому же в случае его смерти он оставит сиротой новорождённую дочь («Простите меня, Женя. У меня только что родилась дочь. Я не могу гибнуть»). Действиями Володи движут страх («как кролик под взглядом удава») и малодушие. В предложениях 49-51 автор делает аллюзию на бесчеловечность выбора Володи тем, что, совершив предательство, поступив не по-человечески по отношению к подруге, Дьяконов в тексте изменяется в худшую сторону и внешне: по отношению к чертам его лица употребляется эпитет «уродливые», к речи – метафора «мычит».
Эти два примера противопоставлены друг другу и показывают два разных выбора, которые можно сделать в ситуации выбора между честью и долгом – выбор в пользу защиты правды любой ценой (тот, что сделала героиня), и выбор в пользу следования правилам ради защиты себя, даже если они противоречат совести (выбор, сделанный Володей).
Позиция автора очевидна и заключается в том, что дело чести всегда должно быть выше любых приговоров. В предложении 4 автор использует по отношению к упорству героини текста выражение «великое преимущество» несмотря на то, что до этого в предложении 2 отмечается, что это упорство «не принесло ей никаких выгод». Преимущество это духовное и состоит в том, что совесть обвинённой осталась чиста. Это духовное преимущество, по мнению автора, и ставит героиню выше её обвинителя Бикчентаева.
Я согласна с мнением автора. Полагаю, что государство далеко не всегда бывает человечным по отношению к своим подданным, а вот человек должен сохранять человеческое лицо даже тогда, когда он оказывается в тяжёлых жизненных обстоятельствах. Не раз размышляли на эту тему и другие писатели. Яркий пример проявления проблемы соотношения совести и долга можно найти в рассказе А.Грина «По закону». В нём доктор предлагает одному из участников конфликта, которого его друг ударил ножом в спину, простить обидчика, поступить «по человечеству» – ведь в противном случае жена и дети нападавшего оставались в губительном одиночестве. Однако обиженный выбрал путь «по закону», что означало верную каторгу для товарища. В тексте автором резко осуждалась позиция раненого, ведь, сохранив свою верность закону, он обрёл на мучения и обидчика, и его семью.
Таким образом, возможно заключить, что в ситуации выбора между долгом и честью человек должен слушать прежде всего голос собственной совести, даже если человеколюбивый поступок повлечёт за собой наказание.
Объяснение:После посещения Отрадного и знакомства с Наташей образ мыслей князя Андрея меняется. Ночной разговор Наташи с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью невольно передаются Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но уже другой. «Старый дуб, весь преображенный, реображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”, – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления» . Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека".. Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам. .
В тексте Е.Гинзбург поднимается проблема выбора между совестью и долгом. Как поступить, если буква закона противоречит велению совести? Что важнее – долг гражданина или долг семьянина, друга? – такими вопросами задаётся автор. Эту проблему она раскрывает на примере фрагмента по мотивам собственной биографии, в котором она описывает следствие по ложному обвинению.
В самом начале текста читателю становится ясно, что героиня рассказа – приверженка сохранения чести и дела правды любой ценой. Позиция героини заключается в том, что даже государственные законы могут быть губительны для людей и долг каждого человека – не малодушничать, а оставаться верным себе, своим друзьям и говорить только правду, какой бы она ни была. Эту позицию подтверждает, например, употреблённый в её рассуждении перифраз «сеть Люцифера» по отношению к спискам обвинённых. Более того, героиня разъясняет свою мысль в кульминационном моменте текста, говоря о том, что предательство правды в угоду закону повлечёт за собой череду смертей: «Володя, <...> ведь это фальшивка. Вы ничего подобного не говорили. Подписав это, вы убиваете стольких людей, ваших товарищей, которые так хорошо к вам относились».
Противоположную позицию представляет в тексте друг героини и свидетель по её ложному обвинению – Володя Дьяконов. Между подруги и соблюдением закона о контрреволюционной деятельности он выбирает предательство подруги в угоду отведения подозрений государства от себя. Свои действия он оправдывает тем, что несоблюдение закона навлечёт на него жестокие санкции – а ведь он «недавно перенёс энцефалит», к тому же в случае его смерти он оставит сиротой новорождённую дочь («Простите меня, Женя. У меня только что родилась дочь. Я не могу гибнуть»). Действиями Володи движут страх («как кролик под взглядом удава») и малодушие. В предложениях 49-51 автор делает аллюзию на бесчеловечность выбора Володи тем, что, совершив предательство, поступив не по-человечески по отношению к подруге, Дьяконов в тексте изменяется в худшую сторону и внешне: по отношению к чертам его лица употребляется эпитет «уродливые», к речи – метафора «мычит».
Эти два примера противопоставлены друг другу и показывают два разных выбора, которые можно сделать в ситуации выбора между честью и долгом – выбор в пользу защиты правды любой ценой (тот, что сделала героиня), и выбор в пользу следования правилам ради защиты себя, даже если они противоречат совести (выбор, сделанный Володей).
Позиция автора очевидна и заключается в том, что дело чести всегда должно быть выше любых приговоров. В предложении 4 автор использует по отношению к упорству героини текста выражение «великое преимущество» несмотря на то, что до этого в предложении 2 отмечается, что это упорство «не принесло ей никаких выгод». Преимущество это духовное и состоит в том, что совесть обвинённой осталась чиста. Это духовное преимущество, по мнению автора, и ставит героиню выше её обвинителя Бикчентаева.
Я согласна с мнением автора. Полагаю, что государство далеко не всегда бывает человечным по отношению к своим подданным, а вот человек должен сохранять человеческое лицо даже тогда, когда он оказывается в тяжёлых жизненных обстоятельствах. Не раз размышляли на эту тему и другие писатели. Яркий пример проявления проблемы соотношения совести и долга можно найти в рассказе А.Грина «По закону». В нём доктор предлагает одному из участников конфликта, которого его друг ударил ножом в спину, простить обидчика, поступить «по человечеству» – ведь в противном случае жена и дети нападавшего оставались в губительном одиночестве. Однако обиженный выбрал путь «по закону», что означало верную каторгу для товарища. В тексте автором резко осуждалась позиция раненого, ведь, сохранив свою верность закону, он обрёл на мучения и обидчика, и его семью.
Таким образом, возможно заключить, что в ситуации выбора между долгом и честью человек должен слушать прежде всего голос собственной совести, даже если человеколюбивый поступок повлечёт за собой наказание.