Языки живут и развиваются по своим законам и от того, как мы напишем то или иное слово или предложение, он хуже не станет, сильно не изменится (что сделает?) и не обеднеет. Но если мы на протяжении своей жизни говорим и пишем неправильно, ставим ударение не так, как нужно, в конце концов, от русского и могучего могут остаться (что сделать?) рожки и ножки. Наши дети и внуки слышат, как лихо расправляются (что делают?) взрослые с родным языком и учатся (что делают) у старших обращаться (что делать?) с ним так же небрежно. Давайте попытаемся разобраться (что сделать?) в такой сложной части речи как глагол и его окончание, когда трудно понять, где писать мягкий знак, а где нет.
Задавайте глаголам вопросы
Существует очень простое правило, которое работает всегда. Задайте вопрос, когда пишете глагол и сомневаетесь, где буква «Ь» есть, а где ее нет.
Что делать, что сделать? Если в вопросе есть эта буква, она будет и в окончании глагола.
Например:
Что сделать? Провериться, перевернуться, накрыться, прогуляться, пробежаться, заблудиться и так далее.
Что делает (сделает), что делают (сделают)?
Мягкого знака нет, глагол находится (что делает?) во 2-м или 3-м лице, предполагая действие кого-то определенного.
Он что делает? Переворачивается, прогуливается, накрывается, перекрикивается, заблуждается и так далее.
Запомнили? Есть мягкий знак в вопросе – пишем его в окончании глагола. Нет в вопросе мягкого знака – не пишем и в слове. Не нужно запоминать, в какой форме он находится (что делает?), просто ставьте вопрос и ориентируйтесь на ответ: есть или нет в вопросе «что делать?» или «что делает?» мягкий знак.
Исключения: их всего 4, они легко запоминаются (что делают?).
Ляг – лягте. Неправильно: ложись и ложитесь.
Клади – кладите.
Положи – положите. Неправильно: ЛОЖИТЬ, этот глагол употребляется только с приставкой: ПОЛОЖИТЬ, ПЕРЕЛОЖИТЬ, НАЛОЖИТЬ и т.д. Без приставки — КЛАСТЬ.
Беги – бегите. Неправильно: бежите.
Шипящие на концах слов
2-е лицо глаголов – это окончания с шипящими согласными, в них мягкий знак пишется ВСЕГДА.
Ты бежишь, гуляешь, пишешь, смотришь, танцуешь, ловишь, кормишь и так далее.
Мягкий знак сохраняется (что делает?) и после добавления частицы – ся:
Пробежишься, прогуляешься, накормишься, обломаешься, стричь — стричься и так далее.
Правописание страдает потому, что путают части речи. Когда пишете слово с шипящей согласной в окончании, то ориентируйтесь на часть речи.
Глагол – ВСЕГДА пишем после шипящей согласной мягкий знак.
Существительное – мягкий знак не пишем, когда существительное мужского рода. Ставим его в соответствии с правилом: в существительных мягкий знак пишется (что делает?) в словах женского рода. Мужской мужественный род обходится (что делает?) без мягкого знака.
Существительные: финиш (м.р.), мало удач (мн. число ж.р.), мышь, вояж (м.р.), дрожь, мелочь, фальшь, фетиш (м.р.) и так далее.
Частица «НЕ» отменяет действие
Запомните еще одно простое правило: частица НЕ пишется (что делает?) с глаголами раздельно ВСЕГДА, кроме тех случаев, когда без нее слово не употребляется. Например: нельзя, ненавидеть и т.д. Тут все просто: уберите частицу «не» от слова, и если вы такого слова не знаете (нет слова «льзя»), то смело пишите вместе. В остальных случаях — всегда раздельно.
Ищите в правописании смысл, легче будет запоминать правила. Русский язык тем и сложен, что он очень осмыслен. Действие, (а глагол – это всегда действие) может быть: бегать, а может и не быть: не бегайте! Смысл частицы в том, что она это действие отменяет, потому она заметна и настолько самостоятельна, что пишется(что делает?) отдельно.
Пишите слова правильно
Еще одна очень типичная ошибка, которая часто встречается в рекламе, статьях или постах даже достаточно грамотных людей: путают написание глаголов «пишите» и «пишете», «ищите» и «ищете», то есть окончания — ите, — ете.
В этом правиле также нужно в первую очередь увидеть смысловую разницу. Прислушайтесь, как звучит «Ищите» и «Пишите». Так и хочется поставить восклицательный знак, потому что на букву «И» падает ударение. Это повелительная форма приказа, распоряжения. Повествование скромнее: «Если вы ищете работу…», «Когда вы пишете письмо».
Вот и вся разница. Если приказ – пишем «И». Если простой разговор – пишем «Е». Ударные и безударные окончания зависят от того, к какому спряжению относится глагол, примеров много и нужно иногда заглядывать в правила. Но в повелительном наклонении всегда будет окончание — ите. Вновь ищите смысл (пусть я не приказываю, но настаиваю, наклонение повелительное), улавливайте интонацию и сравнивайте:
«Напишите мне письмо!» «И» в окончании под ударением, тон предложения повелительный, это требование.
«Когда вы напишете письмо, можете быть свободны». Вроде бы, тоже приказ, но тон спокойный, не повелительный.
Вопрос тоже всегда с окончанием –ете.
Напишете мне письмо? Нарисуете человечка? Накроете на стол?
Федор Павлович Решетников - советский художник Произведения Федора Павловича Решетникова хорошо знакомы советскому зрителю. Его картины «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» завоевали широкую популярность теплотой и искренностью в изображении советской детворы, чувством современности в характеристике нового быта и отношений. Пристально всматриваясь в изображаемых людей, художник подмечает в каждом черты ярко индивидуальные, выразительные. Отсюда — удачи портретного жанра Решетникова. В его жанровых картинах, портретах, пейзажах проявляются цельность мировоззрения художника-реалиста, верность его своим убеждениям, горячая любовь к родной стране. И, вместе с тем, необычайная острота взгляда, чувство наблюдательности и юмора позволили раскрыть ему другую сторону своего дарования. Решетников — один из самых выдающихся советских сатириков, мастер шаржей и карикатур, работающий не только в области живописи и графики, но и создатель замечательных скульптурных произведений сатирическо-юмористического характера. Федор Павлович Решетников родился в 1906 году в селе Сурско-Литовском Днепропетровской области. Он рано осиротел и должен был с юных лет думать о заработке. Сначала он старшему брату, занимавшемуся иконописью и альфрейным делом, а с четырнадцати лет начал самостоятельную трудовую жизнь. Юноша брался за любую работу в жестяных, плотницких, малярных мастерских. Несмотря на все трудности жизни, проявившееся у него с детства страстное стремление к искусству не уходило. Он рисовал, работая на шахтах Донбасса и Подмосковья, оформлял праздничные демонстрации, газеты, спектакли, расписывал стены клубов. В 1926 году рудничный комитет командировал Федора Решетникова в Москву на учебу. С этого времени начинаются годы упорного освоения мастерства художника сначала на художественном факультете рабфака, а затем на графическом факультете ВХУТЕИНА и в Московском художественном институте у Д. С. Моора и С. В. Герасимова. С первых же творческих шагов проявилась тяга молодого художника к поиску, эксперименту. Стремление быть полезным народу, родине ведет его в самую гущу жизни. Он делает зарисовки на заводе «Серп и молот», создает антирелигиозный плакат к молодежной выставке 1930 года, на которой дебютирует своими работами. Увлеченный романтикой больших открытий, в 1932 году Решетников отправляется с экспедицией ледокола «Сибиряков» в арктический поход. Впервые за одну навигацию ледокол Великий Северный морской путь с Запада на Восток. Суровые условия похода, непосредственная близость с участниками его оказали громадное воздействие на художника. «В этой экспедиции я понял, что мне предстоит серьезный экзамен перед народом, — писал позже Решетников, — я должен был отчитаться своим искусством в том, что видел. А видел я настоящих людей, преданных своей Родине». Таким отчетом художника оказались его портреты полярников и картины, посвященные историческому рейсу «Сибирякова». Значительную ценность представили зарисовки, сделанные с натуры во время похода,—виды портов, зимовок, портретные наброски. Через год, в 1933 году, Решетников принял участие в экспедиции ледокола «Челюскин». В сложнейших условиях работы на «Челюскине», а затем во время дрейфа на льдине, после гибели ледокола, проявились замечательные качества всех участников экспедиции. Равный член коллектива Решетников нес службу простого матроса, и вместе с тем он продолжал работать как художник. Он оформлял стенгазету «Не сдадимся», живыми юмористическими рисунками поднимал боевой дух коллектива. Сложнейшие арктические экспедиции, за которые Решетников был отмечен правительственными наградами, укрепили в нем решимость и мужество, жажду постоянного поиска и неуемную энергию, которые отличают всю его дальнейшую творческую деятельность. Он продолжает учиться, осваивая новые, неведомые ему ранее области живописи. Учителем его становится замечательный пейзажист Н. П. Крымов, вместе с которым Решетников пишет этюды, совершенствуя свое мастерство живописца. Одновременно он продолжал разрабатывать тему Севера, делал иллюстрации, сатирические рисунки и карикатуры для «Крокодила», пробовал свои силы в области монументальной живописи.
За мир. 1950 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Языки живут и развиваются по своим законам и от того, как мы напишем то или иное слово или предложение, он хуже не станет, сильно не изменится (что сделает?) и не обеднеет. Но если мы на протяжении своей жизни говорим и пишем неправильно, ставим ударение не так, как нужно, в конце концов, от русского и могучего могут остаться (что сделать?) рожки и ножки. Наши дети и внуки слышат, как лихо расправляются (что делают?) взрослые с родным языком и учатся (что делают) у старших обращаться (что делать?) с ним так же небрежно. Давайте попытаемся разобраться (что сделать?) в такой сложной части речи как глагол и его окончание, когда трудно понять, где писать мягкий знак, а где нет.
Задавайте глаголам вопросы
Существует очень простое правило, которое работает всегда. Задайте вопрос, когда пишете глагол и сомневаетесь, где буква «Ь» есть, а где ее нет.
Что делать, что сделать? Если в вопросе есть эта буква, она будет и в окончании глагола.
Например:
Что сделать? Провериться, перевернуться, накрыться, прогуляться, пробежаться, заблудиться и так далее.
Что делает (сделает), что делают (сделают)?
Мягкого знака нет, глагол находится (что делает?) во 2-м или 3-м лице, предполагая действие кого-то определенного.
Он что делает? Переворачивается, прогуливается, накрывается, перекрикивается, заблуждается и так далее.
Запомнили? Есть мягкий знак в вопросе – пишем его в окончании глагола. Нет в вопросе мягкого знака – не пишем и в слове. Не нужно запоминать, в какой форме он находится (что делает?), просто ставьте вопрос и ориентируйтесь на ответ: есть или нет в вопросе «что делать?» или «что делает?» мягкий знак.
Исключения: их всего 4, они легко запоминаются (что делают?).
Ляг – лягте. Неправильно: ложись и ложитесь.
Клади – кладите.
Положи – положите. Неправильно: ЛОЖИТЬ, этот глагол употребляется только с приставкой: ПОЛОЖИТЬ, ПЕРЕЛОЖИТЬ, НАЛОЖИТЬ и т.д. Без приставки — КЛАСТЬ.
Беги – бегите. Неправильно: бежите.
Шипящие на концах слов2-е лицо глаголов – это окончания с шипящими согласными, в них мягкий знак пишется ВСЕГДА.
Ты бежишь, гуляешь, пишешь, смотришь, танцуешь, ловишь, кормишь и так далее.
Мягкий знак сохраняется (что делает?) и после добавления частицы – ся:
Пробежишься, прогуляешься, накормишься, обломаешься, стричь — стричься и так далее.
Правописание страдает потому, что путают части речи. Когда пишете слово с шипящей согласной в окончании, то ориентируйтесь на часть речи.
Глагол – ВСЕГДА пишем после шипящей согласной мягкий знак.
Существительное – мягкий знак не пишем, когда существительное мужского рода. Ставим его в соответствии с правилом: в существительных мягкий знак пишется (что делает?) в словах женского рода. Мужской мужественный род обходится (что делает?) без мягкого знака.
Глаголы: шумишь, пыхтишь, ворчишь, говоришь, смешишь.
Существительные: финиш (м.р.), мало удач (мн. число ж.р.), мышь, вояж (м.р.), дрожь, мелочь, фальшь, фетиш (м.р.) и так далее.
Частица «НЕ» отменяет действиеЗапомните еще одно простое правило: частица НЕ пишется (что делает?) с глаголами раздельно ВСЕГДА, кроме тех случаев, когда без нее слово не употребляется. Например: нельзя, ненавидеть и т.д. Тут все просто: уберите частицу «не» от слова, и если вы такого слова не знаете (нет слова «льзя»), то смело пишите вместе. В остальных случаях — всегда раздельно.
Ищите в правописании смысл, легче будет запоминать правила. Русский язык тем и сложен, что он очень осмыслен. Действие, (а глагол – это всегда действие) может быть: бегать, а может и не быть: не бегайте! Смысл частицы в том, что она это действие отменяет, потому она заметна и настолько самостоятельна, что пишется(что делает?) отдельно.
Пишите слова правильноЕще одна очень типичная ошибка, которая часто встречается в рекламе, статьях или постах даже достаточно грамотных людей: путают написание глаголов «пишите» и «пишете», «ищите» и «ищете», то есть окончания — ите, — ете.
В этом правиле также нужно в первую очередь увидеть смысловую разницу. Прислушайтесь, как звучит «Ищите» и «Пишите». Так и хочется поставить восклицательный знак, потому что на букву «И» падает ударение. Это повелительная форма приказа, распоряжения. Повествование скромнее: «Если вы ищете работу…», «Когда вы пишете письмо».
Вот и вся разница. Если приказ – пишем «И». Если простой разговор – пишем «Е». Ударные и безударные окончания зависят от того, к какому спряжению относится глагол, примеров много и нужно иногда заглядывать в правила. Но в повелительном наклонении всегда будет окончание — ите. Вновь ищите смысл (пусть я не приказываю, но настаиваю, наклонение повелительное), улавливайте интонацию и сравнивайте:
«Напишите мне письмо!» «И» в окончании под ударением, тон предложения повелительный, это требование.
«Когда вы напишете письмо, можете быть свободны». Вроде бы, тоже приказ, но тон спокойный, не повелительный.
Вопрос тоже всегда с окончанием –ете.
Напишете мне письмо? Нарисуете человечка? Накроете на стол?
Произведения Федора Павловича Решетникова хорошо знакомы советскому зрителю. Его картины «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» завоевали широкую популярность теплотой и искренностью в изображении советской детворы, чувством современности в характеристике нового быта и отношений. Пристально всматриваясь в изображаемых людей, художник подмечает в каждом черты ярко индивидуальные, выразительные. Отсюда — удачи портретного жанра Решетникова. В его жанровых картинах, портретах, пейзажах проявляются цельность мировоззрения художника-реалиста, верность его своим убеждениям, горячая любовь к родной стране. И, вместе с тем, необычайная острота взгляда, чувство наблюдательности и юмора позволили раскрыть ему другую сторону своего дарования. Решетников — один из самых выдающихся советских сатириков, мастер шаржей и карикатур, работающий не только в области живописи и графики, но и создатель замечательных скульптурных произведений сатирическо-юмористического характера.
Федор Павлович Решетников родился в 1906 году в селе Сурско-Литовском Днепропетровской области. Он рано осиротел и должен был с юных лет думать о заработке. Сначала он старшему брату, занимавшемуся иконописью и альфрейным делом, а с четырнадцати лет начал самостоятельную трудовую жизнь. Юноша брался за любую работу в жестяных, плотницких, малярных мастерских. Несмотря на все трудности жизни, проявившееся у него с детства страстное стремление к искусству не уходило. Он рисовал, работая на шахтах Донбасса и Подмосковья, оформлял праздничные демонстрации, газеты, спектакли, расписывал стены клубов. В 1926 году рудничный комитет командировал Федора Решетникова в Москву на учебу.
С этого времени начинаются годы упорного освоения мастерства художника сначала на художественном факультете рабфака, а затем на графическом факультете ВХУТЕИНА и в Московском художественном институте у Д. С. Моора и С. В. Герасимова.
С первых же творческих шагов проявилась тяга молодого художника к поиску, эксперименту. Стремление быть полезным народу, родине ведет его в самую гущу жизни. Он делает зарисовки на заводе «Серп и молот», создает антирелигиозный плакат к молодежной выставке 1930 года, на которой дебютирует своими работами. Увлеченный романтикой больших открытий, в 1932 году Решетников отправляется с экспедицией ледокола «Сибиряков» в арктический поход. Впервые за одну навигацию ледокол Великий Северный морской путь с Запада на Восток.
Суровые условия похода, непосредственная близость с участниками его оказали громадное воздействие на художника. «В этой экспедиции я понял, что мне предстоит серьезный экзамен перед народом, — писал позже Решетников, — я должен был отчитаться своим искусством в том, что видел. А видел я настоящих людей, преданных своей Родине». Таким отчетом художника оказались его портреты полярников и картины, посвященные историческому рейсу «Сибирякова». Значительную ценность представили зарисовки, сделанные с натуры во время похода,—виды портов, зимовок, портретные наброски. Через год, в 1933 году, Решетников принял участие в экспедиции ледокола «Челюскин». В сложнейших условиях работы на «Челюскине», а затем во время дрейфа на льдине, после гибели ледокола, проявились замечательные качества всех участников экспедиции. Равный член коллектива Решетников нес службу простого матроса, и вместе с тем он продолжал работать как художник. Он оформлял стенгазету «Не сдадимся», живыми юмористическими рисунками поднимал боевой дух коллектива.
Сложнейшие арктические экспедиции, за которые Решетников был отмечен правительственными наградами, укрепили в нем решимость и мужество, жажду постоянного поиска и неуемную энергию, которые отличают всю его дальнейшую творческую деятельность.
Он продолжает учиться, осваивая новые, неведомые ему ранее области живописи. Учителем его становится замечательный пейзажист Н. П. Крымов, вместе с которым Решетников пишет этюды, совершенствуя свое мастерство живописца. Одновременно он продолжал разрабатывать тему Севера, делал иллюстрации, сатирические рисунки и карикатуры для «Крокодила», пробовал свои силы в области монументальной живописи.
За мир. 1950 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея