Итоговый контрольный диктант
по русскому языку
5 класс
Кор..тка летн..я ноч.. на севере тундры. В мае ещё в воздухе в..ются снеж..нки, бушуют буйные ветры по её бе..крайн..м пр..сторам. Потом вдруг пр..ясняется небо, та..т сне.. , начинают ож..вать и цв..сти первые р..стения. В это время сюда в..звращаются птиц.. . Тундра – родина этих птиц. На бер..гах светлых ..зёр они строят св..и гнёзда. Здес.. они могут сп..койно отл..жить яйца, вык..рмить птенц..в и не бе..покоиться о пище. Мошки и к..мары сами лезут им в рот! Быстро пр..ходит летняя п..ра. Птенц.. выр..стают и отправляются за далёкие горы, л..са и м..ря. В..сной они опять в..рнутся сюда. Наступает день, когда со..нце не подн..мется из-за г..ризонта. Теперь его не увидиш.. до весны. Долгая п..лярная ноч над необ..ятными тундры, и только синие сумерки ..свещ..ют землю
Поставте везде пропущеные буквы, где пропущены буквы поставте корень , корень обязательно .
И где пропущены буквы напишите проверочные слова (только там где они есть напишите)
Грамматическое задание.
Сделать синтаксический разбор предложения: Птенцы вырастают...
Сделать морфемный разбор слов: отложить, летняя, снежинки.
Сделать фонетический разбор слова: снег.
1. Предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
10) Рожь, ПОЖЕЛТЕВШАЯ УЖЕ, заколосилась, отяжелела, поспела.
2. Предложение, где есть обособленное определение, выраженное одиночными однородными определениями.
2) Леса, ЗЕЛЁНЫЕ, ТЕНИСТЫЕ и ПРОХЛАДНЫЕ, окружают нас.
3. Предложение, где есть обособленное определение, относящееся к личному местоимению.
15) ГОРОДСКИЕ ЖИТЕЛИ, они бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем.
4. Среди предложений 5-7 найдите предложение, где есть неоднородные определения.
7) Луга покрылись ВЫСОКОЮ ЗЕЛЁНОЮ травою, запестрели тысячами цветов.
5. Произведите синтаксический разбор 10 предложения.
10) Рожь__, /пожелтевшая уже/~~, заколосилась==, отяжелела==, поспела==.
Сущ, прич, нар, гл, гл, гл.
[ __ == , == , == ].
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.
Язык – средство общения. Чтобы общаться, нам нужно называть то, о чём мы говорим. А чтобы называть что-то, нужны слова. Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова дают имена всему, что есть в мире: предметам, явлениям, действиям, состояниям, признакам. У нас возник вопрос: ,,А что мы можем рассказать о слове?,,Как говорил русский писатель А.Куприн: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».Чтобы сделать нашу речь образнее, богаче, выразительнее, необходимо применять синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.
Объяснение: