1) Из лесу, из-за дома лесничего, чуть видного ребятам, двигались люди повозки. 2) Уносятся вдаль к лесу звонкие, молодые голоса, поющие песню. 3) Тоня направилась было к прудам, на старую каменоломню, но остановилась, заметив внизу у пруда взметнувшуюся удочку. 4) Батарейцы спали тут же, у орудий. 5) В соседней деревушке, на бугорке у школы в широкий круг собрались конники. 6) Внизу под мостом глубоко вздохнул паровоз, выбросив из могучей груди рой золотых светляков. 7) Одиноко, среди леса, ютилась маленькая станция. 8) В километре от станции кончалась вполне готовая узкоколейка. Дальше, километра на полтора, на выровненном полотне, лежали врытые в землю длинные поленища, словно поваленный ветром частокол. Это шпалы. Ещё дальше, до самого косогора, шла лишь ровная дорога. 9) Он радовался, что завтра уедет туда, в большой город, где остались его друзья и дорогие его сердцу люди. 10) Вокзал остался далеко в стороне, вправо. 11) Поезд мчал его на юг к морю, увозя от сырой, дождливой осени к тёплым берегам Южного Крыма. 12) Внизу у нагромождённых кучей камней, плещется море. 13) Далеко вверх, в горы забирались игрушечные белые доми-ки городских окраин. 14) Далеко, почти на горизонте, тёмной тучкой стлался дымчатый след парохода.
Объяснение:
1. Прочитайте и озаглавьте текст. Сравните его с текстом
упр. 58 и сделайте выводы.
В тундре — весна. Звенят большие и малые руч(?)и. Со стоном взлам..ваю(т, ть)ся речушки в горах. <...>
Вода всюду. Ступ..шь ногой в мох — и мох со- чи(т, ть)ся. Трон..шь мшистую кочку — и кочка со- чи(т, ть)ся. Стан..шь робко ногой на ледок — из-под ледка брызн..т вода, звонкая, весенняя. Вся тундра сейчас — сплошное болото. Оно ож..влённо всхлип..ва..т под сапогами, мягкое, податливое, покрытое ж..лтой годн..й травой и нежным весенн..м мхом, похож..м на ц..плячий пух.
Весна вход..т в тундру робко и неуверенно. Ост..навл..ва..тся. Огляд..ва..тся. Испуганно зам..ра..т под неожиданным нордом и всё-таки идёт, идёт...
(Б. Горбатов)
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
3. Выделите морфемы, в которых пропущены буквы, объясните правописание.
4. Поясните, как вы определяли правописание окончаний глаголов и прилагательных, а также суффиксов глаголов.
5. Подчеркните грамматическую основу выделенного предложения, объясните постановку тире. Выполните синтаксический разбор этого предложения.
6 апреля 2017
1 ответ