I.Выберите один правильный вариант ответа на тестовое задание.
31. В каком ряду все словосочетания являются именными?
Н дрожали звезды, низкие звезды, каждый из нас
О ручей из коры, тихо разговаривали, иной П похожие на сказку, морской шум, небывалая радуга
Р одинокий человек, бледный от услышанного, десятый по счету
32. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
А старинная запись, кто-то из нас
Б прекрасные мысли, развешанные на стенах
В у твоего дома, вымытый пол
Г небольшие затруднения, придуманный мною
33. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа?
А В аудитории находилось сорок пять человек.
Б Поймать ерша или окуня — это такое блаженство.
В Наступило наконец пятнадцатое мая.
Г Почему случилось это?
34. В каком предложении составное глагольное сказуемое?
А Население города будет интересоваться результатами проведённого на той неделе голосования.
Б Идёшь, бывало, крепко задумавшись, по лесной знакомой тропинке и вдруг остановишься.
В В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломало одну старую липу.
Г Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм.
35. Выберите неверное утверждение.
А В словосочетании различают следующие типы синтаксической связи: согласование, управление, примыкание.
Б Согласование — это такой вид синтаксической связи, при которой зависимое слово ставится в том же падеже (и в большинстве случаев роде и числе), что и главное слово.
В Управление — это такой вид синтаксической связи, при котором зависимое слово — прилагательное.
Г Примыкание — эта такой вид синтаксической связи, при котором зависимое слово — неизменяемая часть речи или форма слова.
36. Укажите, в каких предложениях выделенное слово является дополнением. А Мастер чинит телефон.
Б Ветер поднимает тучи пыли.
В Буря мглою небо кроет.
Г Встретить ночь готовится природа.
37. Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения:
A итак, следовательно, значит.
Б говорят, сообщают, по-моему.
В к счастью, к радости, к досаде.
Г несомненно, очевидно, наверное.
38. Я верю тебе, дядя. (А. Чехов) Это предложение осложнено
А обращением.
Б вводным словом.
В однородными членами.
Г уточняющим дополнением.
39. В каком предложении не ставится тире?
А Грузинские деревни__это сплошные сады. Б Прилет журавлей__есть признак весны. В Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра. Г Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.
40. На берегу реки Москвы встречаются главные герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Приложениями в данном предложении являются слова
Н реки, Москвы.
О Москвы, повести.
П Карамзина, герои.
Р Москвы, «Бедная Лиза».
II.Установите соответствие между односоставным предложением и его типом. 1.Виноградную косточку в тёплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые грозди сорву (Б. Ш. Окуджава). 2. Чудесная ночь.
3. В моей комнате, пред образом, всегда зажигают на ночь лампадку (Ф. М. Достоевский). 4.В огромном омуте прозрачно и темно (О. Э. Мандельштам).
5.Дело словом не заменишь.
А безличное
Б неопределённо-личное
В определённо-личное
Г назывное
Д обобщённо-личное
ІІІ. Спишите текст, раскрывая скобки, убирая наклонную черту и вставляя пропущенные буквы и пунктуационные знаки.
В одном сказоч..ном гор..де ж..ли к..р..тышки. В гор..де у них было очень кр..сиво. Во/круг каждого дома р..сли цв..ты м..рг..ритки р..машки ..дуванчики. Там даже улиц.. назывались именами цв..тов улица (К,к)..л..кольч..ков а(лл,л)ея (Р,р)..маш..к бульвар (В,в)ас..льков. А сам город назывался (Ц,Ц)в..точным гор..дом.
Лето подх..дило к концу и на улицах зацв..ли самые кр..сивые цв..ты белые хр..з..нтемы красные ге..ргины разно/цв..тные астры. Огне(нн,н)ые настурц..и вились по ог..родам по стенам д..мов и цв..ли даже на крышах. В..т..рок по/всюду ра(з,с)н..сил нежный запах р..зеды и р..машки.
За р..кой был лес. К..р..тышки делали из б..резовой коры лодоч..ки переплывали через реку и х..дили в лес за яг..дами за гр..бами за ..рехами.
ІV. Сделайте полный синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания, укажите его вид.
В..т..рок по/всюду ра(з,с)н..сил нежный запах р..зеды и р..машки
чатями.
сегодня
1. Определите стиль текста.
2. Найдите фразеологизм в тексте, объясните его значение.
3. Составьте схемы сложных предложений первого абзаца.
4. Найдите вводные слова, выпишите их, укажите значения, подберите к ним вводные слова с тем же значением.
5. Проиллюстрируйте данные правила примерами из текста.
– Различается написание не с отглагольными прилагательными на мый и с причастиями на мый: при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые – раздельно. К прилагательным на мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида. На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, то есть они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов, а также в краткой форме.
– Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных
рафические омонимы или омографы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке из-за различий в ударении).
От греч. homós - одинаковый и grápho - пишу.
Атлас — атлАс
вЕсти — вестИ
вИски — вискИ
дОрог — дорОг
зАмок — замОк
зАпах — запАх
здОрово — здорОво
кОзлы — козлЫ
лЕсок — лесОк
мАло — малО
мУка — мукА
пЕкло — пеклО
прИстань — пристАнь
сОрок — сорОк
Уже — ужЕ
Грамматические омонимы или омоформы - слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи.
Лечу самолетом и лечу горло (в других формах — лететь и лечить, летел и лечил и т.