I. Определи тип связи слов в словосочетании.
а) её мнение
б) тонкая линия
в) пойманная птица
г) возвращаться домой
д) боюсь опоздать
е) идёшь в школу
II. Какая пара слов не является словосочетанием:
а) заря занималась
б) вечерняя заря
в) посмотреть вверх
г) ручка двери
III. Найдите ошибку в управлении:
а) недоволен результатом
б) удостоена орденом
в) рассказал о встрече
г) посвятить во все детали
IV. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:
а) Утомлённый дорогой, я закрыл глаза.
б) Солнце, ярко сверкавшее над степью, постепенно садилось за горизонт.
в) Сердце – не камень
V. Исправь ошибки, подчеркни приложение:
а) журнал Работница
б) брат Иван
в) Амазонка река
г) горы Памир
д) ребёнок неряха
VI. Подчеркни грамматические основы, определи тип сказуемого.
Определи группу односоставных предложений:
а) Весна. Совсем тепло.
б) Не желаете ли взглянуть на картину.
в) По одежде встречают, по уму провожают.
г) Наконец приехали к месту, где лежали скалы..
VII. Какое из следующих утверждений неверно?
а) Если подлежащее и сказуемое выражено глаголами в неопределённой форме, то между ними ставится тире.
б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
в) Между подлежащим и сказуемым, выраженным сравнительным оборотом ставим тире.
VIII. В каком предложении не ставится тире? (Расставь знаки).
а) Любить природу значит любить её.
б) Счастье это дар судьбы.
в) На камнях на земле на берегу везде рос мох.
г) История как картинная галерея.
IX.Сделай полный синтаксический разбор предложений.
Расставь знаки препинания.
а) Вода слабо светилась и стоя в ней по пояс мы представляли вокруг себя безбрежное море.
б) Хорошо идти по земле ранним утром.
1)Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку. (Куприн)
покрывавшей всю седловинку – прич. оборот
травы – определяемое слово
2)За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь.(Куприн)
- обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь (прич. оборот)
- щеглом – определяемое слово
3) На судне все разделяли это мнение, и один из пассажиров, человек, склонный к философским обобщениям и политической шутливости, заметил, что он никак не может понять: для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдаленные места…(Лесков)
- склонный к философским обобщениям и политической шутливости (прич. оборот)
- человек – определяемое слово
4) Философ ядовито улыбнулся, но ничего не ответил, но зато и против него и против купца выступил новый оппонент, неожиданно вступившийся за дьячка, совершившего над собою смертную казнь без разрешения начальства.(Лесков)
- неожиданно вступившийся за дьячка (прич. оборот)
- оппонент(определяемое слово)
- совершившего над собою смертную казнь без разрешения начальства (прич. оборот)
- дьячка (определяемое слово)
Причастный оборот перед определяемым словом.
1)Одарённый необычайной силой, он работал за четверых. (Тургенев)
- Одарённый необычайной силой (прич. об.)
- он –определяемое слово
2) Изумлённый этим неожиданным вопросом, я не нашелся, что ответить им.(Гончаров)
- изумлённый этим неожиданным вопросом (прич. об.)
- я (определяемое слово)
3) Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились мохнатые снежинки.
- шумевший за окнами (прич. об.)
- дождь ( определяемое слово)
4) Обессиленный навязчивой мыслью о парусе, дедушка впадал в забытьё. (Катаев)
- обессиленный навязчивой мыслью о парусе (прич.об.)
- дедушка (определяемое слово)
Стояло жаркое лето, и мы с ребятами решили съездить на речку. Оседлав велосипеды мы катились по полю, стараясь обогнать друг друга. Мой друг Серёжа подрезал меня и, показав язык, уехал вперёд. Я хотел было догнать его и отомстить, но тут моё внимание привлекло движение в траве. Я слез с велосипеда и кинув его у обочины пошёл смотреть в чём дело. Раздвинув осоку я увидел ёжика, застрявшего в какой-то норе. Он не мог выбрать и только бес копошился. Я тут же попытался его вытащить, но он очень крепко застрял и я боялся сделать больно ёжику. К этому моменту ребята уже заметили, что я отстал и вернулись за мной. Я показал им ёжика и объяснил ситуацию. Мы ещё немного повозились и поняли, что просто так вытащить бедолагу не получится. Мы решили, что нам понадобятся инструменты и ребята понеслись по домам, чтобы принести что-нибудь в а я остался сидеть с ёжиком и ждать. Малыш был совсем уставший и даже не пытался выбраться. Я аккуратно поглаживал его и рассказывал всякие истории, чтобы ему было спокойнее. Когда ребята вернулись, нам потребовалось почти полчаса, чтобы вынуть колючего искателя приключений, мы очень боялись поранить его. Но в конце концов нам это удалось и обессиленный ёж оказался у меня на руках, завернутый в полотенце. Было принято решение, что я заберу его к себе, чтобы позаботиться о нем, ведь это я нашёл его, а ребята будут приходить навещать. На том и порешили.
почти две недели, ёжик, которого мы назвали Фантик полностью восстановился и раздобрел на постоянных подкормках от нас с ребятами. Стало очевидно, что ему пора вернуться домой и мы, собравшись всей компанией, торжественно вынесли Фантика к лесу и опустили на землю. Он немного покрутился на месте и, сообразив, что к чему, засеменил в лес. С тех пор мы ещё часто видели Фантика, он приходил на наш участок за лакомствами и до конца лета мы старательно его подкармливали.
После этого события я стал часто животным. Кормил собак, пристраивал кошек, выхаживал больных птичек, ютил хомячков и мышей. И, в конечном итоге, я стал ветеринаром. Вот так небольшая случайность мне выбрать дело всей моей жизни.