I. 1. это предложение сложносочинённое: а) и образ мой второй, как человек, бежит от красноватых век, по- том под ивняками мешается с другими двойниками. (и. бродский) б) и розы, осенние розы мне снятся на каждом шагу сквозь мглу, и огни, и морозы на белом, на лёгком снегу! (а. блок) в) вихри в на- хмуренной тверди волокна ненастные вьют, и клёны в чугунные жерди багряными листьями бьют. (а. белый) 2. в этом сложносочинённом предложении простые предложения не отделяются запятой: а) полюбил бы я зиму да обуза тяжка. (и. анненский) б) мне кто- то руку подаёт и кто-то улыбается. (а. блок) в) но человек не пога- сил до утра свеч и струны (и. анненский) 3. в этом сложносочинённом предложении простые предложения разделяются тире: а) гроза и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. (а. блок) б) но миг и он снова пред нами, как (и. сельвин- ский) в) луна во тьму свой тёплый отблеск сеет и над болотом крас- ный сумрак реет. (и. бунин) 4. это предложение является сложноподчинённым с придаточным сравнительным: а) любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог. б) дул, как всегда, октябрь ветрами, как дуют при капитализ- ме. в) и редели защитники зимнего, как зубья у гребешка. (в. мая- ковский) 330 5. схеме [1], (2), соч. союз [3, (4), ] соответствует предложение: а) и небо, в дымах забывшее, что голубо, и тучи, ободранные бе- женцы точно, вызарю в мою последнюю любовь, яркую, как у чахо- точного. б) это ему, ему же, чтоб не догадался, кто ты, выдумалось дать тебе настоящего мужа и на рояль положить человечьи ноты. в) вот я богохулил, орал, что бога нет, а бог такую из пекловых глу- бин, что перед ней гора заволнуется и дрогнет, вывел. (в. маяков- ский) 6. исправьте предложения, переделав их в сложноподчинённые: а) это было бледное, крошечное создание, выросшее без лучей и ко- торое напоминало цветок. б) возвращаясь домой, мы обнаружили в нем нежданных гостей. в) не находя ни в ком поддерж ки, ему жи- лось тяжело. 7. в этом бессоюзном предложении простые предложения отделяют- ся точкой с запятой: а) взвихрены ветром горбатые дюны вор взгромоздился на выступ откосный ветер качает зелёные струны. (к. ) б) роса ды- мится в воздух отлетая по грудь в реке стоит косматый конь на ран- ний ветер уши навостряя. (к. случевский) в) в плюще померкнут зодчего затеи исчезнут камни под ковром травы. (в. брюсов) 8. схема [1 условие] — [2] соответствует предложению: а) враз обе рученьки разжал — жизнь выпала копейкой ржавою. (м. цветаева) б) была бы бабою простой — всегда платили б за постой. (м. цветаева) в) пускай заманит и обманет — не про- падёшь, не сгинешь ты. (а. блок) 9. схема [1]: [2 причина] соответствует предложению: а) но знает враг: никогда ты не сдашься ему. б) боги смотрят безу- частно на скорбь земли: их вечен век. (в. брюсов) в) хороша лес- ная родина: глушь да поймища кругом. (н. клюев) 10. исправьте пунктуационную ошибку, допущенную в предложении: но проходили месяцы; обратно я плыл и увозил клыки слонов, кар- тины абиссинских мастеров, меха пантер — мне нравились их пятна — и то что прежде было непонятно, — презренье к миру и уста- лость снов. (н. гумилёв) 11. определите, какой схеме соответствует каждое предложение: 1) [1]; [2]: [3]. 2) [1], (2); [3]; [4], но [5]: [6]. 3) [1], но [2], и [3], (4). а) я молод был был жаден и уверен но дух земли молчал высокоме- рен и умерли слепящие мечты как умирают птицы и цветы. б) я из дому вышел когда все спали мой спутник скрывался у рва в кустах наверно наутро меня искали но было поздно мы шли в полях. в) сквозь дождём забрызганные стёкла мир мне кажется рябым я гляжу ничто в нём не поблёкло и не сделалось чужим. (н. гумилёв) 12. исправьте пунктуационную ошибку, допущенную в предложении: не забывай, что когда переходишь дорогу, нужно посмотреть сперва налево, а потом направо.
6. Это было бледное, крошечное создание,которое выросло без лучей и напоминало цветок. б)Когда мы вернулись домой, обнаружили в
нем нежданных гостей. в)Он жил тяжело, потому что не находил ни в ком поддержки.
7.б, 8.б, 9.б,
10.Но проходили месяцы; обратно я плыл и увозил клыки слонов, кар-
тины абиссинских мастеров, меха пантер — мне нравились их пятна , и то что прежде было непонятно, — презренье к миру и уста-
лость снов.
12.Не забывай, что, когда переходишь дорогу, нужно посмотреть сперва
налево, а потом направо.