ХОТЯ БЫ С ПОЛОВИНОЙ ЗАДАНИЙ
(1) ...Чтобы понять душу Японии, нужно увидеть ее весной, когда цветет вишня, ибо лепестки сакуры – это поэтическое, образное воплощение японского национального характера...
(2) Мало повторить эту излюбленную фразу туристских путеводителей. (3) Надо объяснить, почему же так любят, так почитают японцы именно эти розовые соцветия.
(4) Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнины в безбрежные моря.
(5) Долгожданная пора пробуждения природы в стране начинается внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. (6) Можно, по словам японских поэтов, любоваться ирисом в вазе, розой, приколотой к волосам, но цветение сакуры восхищает прежде всего своим неистовым множеством, самозабвенной, не знающей меры щедростью.
(7) А еще – и даже в наибольшей степени – волнуют эти цветы тем, что, в отличие от всех других, они не знают увядания. (8) Лепестки сакуры, весело танцуя, летят к земле даже от легчайшего дуновения ветра. (9) Они предпочитают опасть еще свежими, чем хоть сколько-нибудь поступиться своей красотой.
(10) В цветах японской весны народная поэзия находит черты своего лирического героя: красоту и ширь душевных порывов, жизнелюбие, готовность к самопожертвованию.
(11) В японских журналах нередко читаешь сейчас о том, что сакура --«меркнущий символ», что в смраде механической цивилизации не только чахнут вишневые деревья, но и увядают человеческие чувства, порождавшиеся прежде их цветением.
(12) Меня эта пора каждый раз убеждает в другом. (13) Нет, лучшие качества народной души не оскудели. (14) Они по-прежнему живут в приметах японской весны. (15) Хотя бы в том, что с ее приходом столь же буйно, как вишня, расцветает в Японии песня...
(По Ю.Овчинникову)
Задания
1) Определите тему и основную мысль текста. Сформулируйте и запишите.
2) Определите стиль речи. Сформулируйте и запишите с объяснениями.
3) Определите тип речи сформулируйте и запишите с объяснениями..
4) Укажите количество звонких согласных звуков в слове дуновения.
5) Выполните морфемный разбор слов: излюбленную, приносит.
6) Укажите образования наречий: «нередко», «по-прежнему»
7) Выпишите из текста прилагательное, употребленное в одной из степеней сравнения.
8) Выпишите из предложений 6–8 производный предлог.
9) Из предложений 4–8 выпишите возвратный глагол.
10) Выпишите слово со значением «пожертвовать чем-либо», «добровольно отказаться от чего-либо».
11) Подберите синонимы к словам: безбрежный, увядают.
12) Подберите антонимы к словам : цветет, щедрость,
13) Объясните причину постановки тире в предложении 7.
14) Из предложения 11 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание.
15) Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер.
16) Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Укажите его номер.
17) Найдите предложение с обособленным определением . Укажите его номер..
на селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (н. гоголь); по улицам слона водили… (и. крылов); и пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря… (в. высоцкий); это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (л. ошанин); за перегородкой пошептались и замолкли (л. толстой); сейчас за вами придут (симонов); а в чугунную доску били без устали и часто звонили в церкви за рекой(чехов); отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (шолохов); в одно тихое, теплое утро в больницу принесли письмо (чехов); возле этой осинки летом стог поставили (пришвин)
к кому-то принесли от мастера ларец. (крылов) .
там под горой овец пасут, одна другой жирнее. (крылов) .
дни поздней осени бранят обыкновенно. (пушкин).
13 хватит?
Тема: Латышская сказка " Лесной Мишка и Проказница-Мышка".
Цель урока:
- познакомить со сказкой, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Литература:
Латышская сказка " Лесной Мишка и Проказница-Мышка".
Ход мероприятия:
Стадия «вызов»:
На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который подготовить учащимся к личностному восприятию произведения.
Это занятие начинаем с групповой работы. Разделим учеников на несколько групп. Учитель – ведущий, у него красивая палочка-выручалочка. Дети каждой группы должны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна
После этого дети говорят ведущему: «Палочка-выручалочка, выручи нас!» Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме.
Игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не решить ту или иную проблему.
После этого можно провести беседу и предложить детям ответить на вопросы:
- Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на что бы вы ответили?
- Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на другим?
Стадия «осмысления»:
3. Далее предлагается сказка «Лесной Мишка и Проказница-Мышка».
Прогнозирование по названию: сказка называется «Лесной Мишка и Проказница-Мышка».
-Как Вам кажется, о чем эта сказка?
Текст читает учитель, делая остановки. После каждого отрывка учитель задает вопросы:
Медведь - Лесной Мишка всю зиму спал в своей снежной берлоге и сосал лапу. А снилось ему лето и соты, полные мёда.
Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу да заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал Проказницу.
Первая остановка:
1) Кто главные герои этого отрывка?
2) Как их звали? Опишите их?
3) Предскажите, как могут развернуться события в дальнейшем?
- Моё ухо - нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду-малину!
- Не дави меня, Мишка, - стала жалобно просить Проказница, - лучше отпусти меня, я тебе пригожусь!
Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но всё же отпустил.
Вторая остановка:
Почему Мишка посмеялся над Мышкой?
На что Мышка может пригодиться Мишке?
3) Предскажите, как могут развернуться события в дальнейшем?
немного времени. Медведь тёмной ночью вылез из берлоги, побрёл по лесу да и угодил в ловушку. Рвался он из петли что было силы, но вырваться не мог. Конец пришёл Лесному Мишке!
Третья остановка:
Что случилось с Мишкой?
2) Предскажите окончание сказки и есть ли уверенность в счастливом конце?
Медвежий рёв разбудил Мышку-Проказницу. Она выскочила из своей норки посмотреть: почему это Медведь так ревёт? Смотрит, а её силач-сосед в ловушке. Мышка подбежала, перегрызла петлю и освободила Медведя. С тех пор Лесной Мишка всегда зовёт Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе.
Четвертая остановка:
Подтвердились ли Ваши предположения об окончании сказки?
Как Проказница-Мышка Лесному Мишке?
Стали ли Проказница-Мышка и Лесной Мишка друзьями? Почему вы так думаете?
Расскажите, как взаимовыручка найти выход из следующих трудных ситуаций:
- У медведицы потерялся медвежонок.
- Волчица пропала, и волчата остались одни.
- У белки украли все запасы на