Файл itogovyy_test_po_teme_leksikologiya.docx 28.02 КБ Предварительный просмотр:
Итоговый тест по теме «Лексикология. Фразеология»
ВАРИАНТ 1
1. Какое утверждение является неверным?
1) Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление и происхождение слов.
2) Многозначные слова имеют несколько лексических значений.
3) Все слова, помимо прямого значения, имеют переносное значение.
4) Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
2. Подберите антонимы к выделенным словам
1) острый () нож.
2) добрый () человек.
3) долгая () ночь.
4) теплый () вечер.
3. Какое из данных слов является устаревшим?
1) коробейники
2) бурак
3) акварель
4) мольберт
4. Как называются слова, объединенные в данные группы?
начало – конец
холод – жара
1) профессионализмы.
2) неологизмы.
3) синонимы.
4) антонимы.
5. Укажите неверное утверждение
1) за бугром - жаргонизм
2) тихий - громкий - антонимы
3) земля – необщеупотребительное слово
4) делать из мухи слона - фразеологизм
6. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.
7. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?
1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.
2) Эта небольшая постройка оказалась жилищным помещением.
3) В нашем городе уделяется большое внимание жилищным проблемам.
4) Жилищное законодательство требует введения поправок.
8. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
1) стреляный воробей – опытный.
2) обводить вокруг пальца – обманывать.
3) с гулькин нос – много.
4) яблоку негде упасть – тесно.
9. Какое слово является стилистически сниженным?
1) лицо
2) стамеска
3) затишье
4) везуха
10. Укажите устаревшее слово – историзм
1) дворец
2) веретено
3) колыбель
4) рыбак
11. В каком словаре можно узнать произношение слов?
1) толковом словаре
2) этимологическом
3) орфографическом
4) орфоэпическом
12. Значение какого фразеологизма определено неправильно?
1) как снег на голову – появляться (приезжать) неожиданно.
2) болеть душой - испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком-то или о чем-то.
3) ломать голову – прийти в состояние крайнего раздражения.
4) зарубить на носу – хорошенько запомнить.
13. Какие фразеологизмы не являются антонимами?
1) с гулькин нос – хоть пруд пруди
2) черепашьим шагом – во весь дух
3) чуть свет – ни свет ни заря
4) дать волю языку – держать язык за зубами
14. Какие фразеологизмы не являются синонимами?
1) тертый калач – стреляный воробей
2) ни рыба ни мясо – ни то ни се
3) водить за нос – обводить вокруг пальца
4) семи пядей во лбу – без царя в голове
15. В каком предложении есть фразеологизм?
1) По вечерам бабушка рассказывала внуку сказки
2)Алешка набрал в рот воды и раздул щеки
3) Нашлись люди неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа
4) На арене цирка заяц ходил на задних лапках.
16. Объясните значение фразеологических оборотов
1) кожа да кости -
2) на всех парусах -
3) рукой подать -
4) на ночь глядя -
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 17 – 23
(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.
(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.
(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.
(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!
17. Определи тему текста.
ответ:(1)членами в каком предложении должно быть тире между главными 1) небо звёздное 2)вертолёт удобный вид транспорта в тайге творчества есть великий дар природы 4)искусство есть песнь человечества о самом себе
2)определите вид предложения. мне вас жаль « а) определённо-личное б)безличное в)неопределённо-личное г)двух составное 3)найдите предложение с ошибкой в постановке дефиза 1. насикомые-санитары очищают леса, поля,
пастбищя . 2.они видели дубровского и архипа-кузнеца за несколько минут перед . 3.школьники-старшиклассники лето провели в походах. 4.разукрасила волшебница–осень леса разноцветными красками 4) на мести каких цифр нужны
запятые? споров более не затевалась (1) и(2) наоборот(3) после обеда все были в хорошем расположение духа 1)2.3 2)1.2.3 3)1.3 4)1.2 5) чем осложнено предложение одыхает он, герой а) однородными членами и обрашением
б)обособленными приложениями и обособленными однородными определениями в)вводными словами и обрашением г) обращеним и причастным оборотом 6)найдите предложение с пунктуационными ошибками 1.белые облока, бор, тянувшийся по
сторонам дороги – все радовало глаза. 2. ночью месяц тускл, и после сквозь тумана лищь серебрит. 3. по вечерам дедушка смотрел телевизор , или читал, или уходил в театр , или к соседу поиграть в шахматы 4.жёлтая акация и сирень
растущие в наших садах-декоративные кустарники.).
Объяснение:
Этот анекдот — пример коммуникативной неудачи: ситуации, в которой общение не состоялось, говорящий не достиг поставленной цели. Задачей отца было ответить на во то есть дать запрашиваемую информацию. Казалось бы, он её дал, но, судя по реакции собеседника — сына, тот не получил удовлетворяющий его ответ на во Часто мы не достигаем своих целей потому, что игнорируем многие важные параметры общения. В этом же тексте видно что отец объяснил ребенку это явление непонятными для него терминами, и ребенок так и не получил нормального, понятного для него ответа. Общение не состоялось из-за того, что отец вместо того чтобы нормально объяснить ребенку это явление, объяснил ему это непонятными терминами.