ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Вариант 4
Прочитайте стихотворение и выполните задания после текста.
РОССИЯ
I.
II. (1)Опять как в годы з…лотые
Три стёртых трепл…тся шлеи
И вязнут спиц…р…списные 3
В ра…хлябан…ые колеи 4 .
(2)Россия нищ…я Россия
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слёзы первые любви!
(3) Тебя ж…леть я (не)умею
И крест свой бер…жно н…су...
(4)Какому хоч…ш… ч…родею
Отдай р…збойную красу!
(5) Пускай заман…т и обман…т, –
(Не)пропадёш…(не)сгин…шь ты
И лишь забота затуман…т 2
Твои пр…красные черты.
II.(6)Ну что ж? (7)Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней.
(8)А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.
(9)И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика 1 !..
(А.А. Блок, 1908 г.)
Обязательная часть
1. Укажите, к какому поэтическому течению начала XX века, которое характеризуется
такими признаками, как мистичность, недосказанность, относится творчество А.
Блока. (Укажите букву с правильным ответом):
А) акмеизм
Б) символизм
В) футуризм
Г) имажинизм
2. Какой эпитет использует Блок в третьей строфе, рисуя красоту и мятежность России?
3. Назовите художественный приём, использованный автором во второй строфе
стихотворения (Укажите букву с правильным ответом):
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!
А) эпитет
Б) оксюморон
В) олицетворение
Г) сравнение
4. Какой мотив является главным в данном стихотворении? (Укажите букву с правильным
ответом):
А) мотив дороги
Б) мотив измены
В) христианские мотивы
Г) мотив свободы
5. Перепишите первую часть текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и
расставляя пропущенные знаки препинания.
6. Из первой части текста выпишите номер предложения с обращением.
7. Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу.
Как объяснить постановку (или отсутствие)запятой в данном предложении (знаки
препинания не расставлены): (Укажите букву с правильным ответом)
А) Союз И соединяет однородные члены, запятая нужна.
Б) Союз И соединяет однородные члены, запятая не нужна.
В) Союз И соединяет части сложного предложения, запятая нужна.
Г) Союз И соединяет части сложного предложения, запятая не нужна.
8. Из первого предложения первой части выпишите все словосочетания со связью
согласование.
9. Из второй части выпишите все имена существительные (в начальной форме).
10. Во второй части укажите грамматическую(ие) основу(ы) предложений.
11. Из первой строфы текста выпишите имена прилагательные, укажите их разряд.
12. Из 5 предложения первой части выпишите все глаголы 1 спряжения.
13. А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.
Какой частью речи является слово ДА в предложении? (Укажите букву с правильным
ответом):
А) предлог
Б) союз
В) частица
Ленинградская блокада-одна из трагических страниц ВО войны.
Обособенные определения:
1) Прочитанные книги, помнятся всю жизнь.
2) Страницы книги, пожелтевшие от времени, едва не рассыпались.
3)Эта девушка, шумная и агрессивная, привлекла всеобщее внимание.
4) Учительница, с лицом серьезным и спокойным, внимательно читала книгу.
Обособленные приложения:
1) Мы, спортсмены, выкладывались на все сто.
2) Николай Пирогов, замечательный русский ученый и хирург, поступил на медицинский факультет в четырнадцатилетнем возрасте.
3)На самолете летел известный актер, человек старый и веселый.
4) Мы, ученики, гордимся своей школой.
Обособленные обстоятельства:
1) Приближаясь к роще, мы заметили белку.
2) Проснувшись завтра, за окном уже будет новый год.
3) Узнав его поближе, наша дружба окрепла.
4) Слушая ее историю, по моим щекам текли слезы.