Двойственное число - в древнерусском языке одна из трёх категориальных форм числа, противопоставленная единственному и множественному числу. У существительных форма Д. ч. употреблялась при их сочетании со словом два (к-рое в др.-рус. языке морфологически относилось к прилагательным), а также для обозначения двух, в т. ч. парных, предметов, напр. изоуваше сапога своп (сапога - форма Д. ч. вин. п.). Наборы флексий падежных форм Д. ч. различались по типам склонения, ср.: им.-вин. п. жен-k, свЪчи, стола, сел% плечи, домы, кости, камсни; род.-местный падеж женоу, свЪчю, столоу, плечю, домо-ву, костию, каменоу; дат.-твор. п. женама, сто-лома, селома, плечема, домъма, костьма, камснь-ма. Глаголы и прилагательные имели особую согласуемую форму Д. ч., напр., dscfe добрей жен\ несета (наст, время), несоста (аорист), неелста (имперфект) Начиная с 13 в. в памятниках отмечается смешение форм Д. ч. и мн.ч., свидетельствующее об исчезновении особого грамматического значения двойственности, в совр. рус. языке оно отсутствует (из слав, языков Д. ч. сохранили только словен. и серболужицкие языки). Следы Д. ч. можно обнаружить, напр., в форме им. п. мн. ч. существительных рукава, плечи, колени (из колене) и других названий парных предметов (по происхождению это формы Д. ч.). В совр. языке слово два в форме им. п. (а также три, четыре, уподобившиеся ему по синтаксическим связям) управляет формой род. п. ед. ч., к-рая у существительных муж. рода типа стол исторически восходит к форме им.-вин. п. Д. ч., у ряда форм существительных отмечено особое ударение: два часа (ср. и часа не в два ряда (ср. вышел из ряда) и т. п.; на основании этих акцентных различий в совр. рус. языке выделяют особую счётную форму существительных. Утрата Д. ч. привела к изменению структуры категории числа, к-рая из трёхчленной стала двучленной (см. Число), произошёл сдвиг в сторону большей абстрактности грамматических значений.
В древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало еще одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это - двойственное число.
Наличие трех чисел было унаследовано древнерусским языком от праславянского языка, в котором это, в свою очередь, было общеевропейским наследством.
С развитием языка понятие двойственности утрачивается, уступая место простой множественности. Хотя есть современные языки, например иврит, в котором двойственное число существует и сейчас.
В древнерусском языке, как и в иных языках, двойственное число употреблялось для обозначения двух или парных предметов. Существительные в форме двойственного числа, так же как в формах единственного и множественного языков, изменялись по падежам.
Однако если в двух последних числах существительные имели достаточно разнообразные падежные формы, то в двойственном числе, по существу, различались только три такие формы:
2) для родительного и местного падежей; 3) для дательного и творительного падежей.
Утрата двойственного числа - явление сравнительно позднее: предполагают, что это относится к эпохе после образования трех восточнославянских языков, то есть к эпохе XIV - XV вв.
Итак, в истории русского языка двойственное число исчезло, но в современном языке остались его следы.
К ним, прежде всего, относятся формы с ударным окончанием «-а», которые образованы от слов, обозначающих парные предметы: «рога, бока, глаза, берега, рукава». Все они по происхождению являются формами именительного падежа двойственного числа.
Именительный падеж множественного числа имел окончание «-и»: «рози, боци, глази, берези, рукави».
Подразумевая множественное число, мы ставим эти слова в форму двойственного.
Такой же характер имеют и формы «плечи, колени», которые являются по происхождению формой именительного падежа двойственного числа от слов «плечо, колено» (форма именительного падежа множественного числа была «плеча, колена»).
Сравните у Пушкина: "Умыть лицо, плеча и груди" ("Евгений Онегин").
Форма слова "уши" не объяснима от формы слова "ухо". Поэтому С. П. Обнорский предполагал форму именительного падежа единственного числа – «ушь». В этом случае слово «уши» является формой именительного падежа двойственного числа.
Остатком двойственного числа в русском языке выступает и наречие «воочию», которое является по происхождению формой местного падежа двойственного числа от слова "око" с предлогом «въ».
"Окаменевшей" формой двойственного числа является современный предлог «между». По происхождению это местный падеж двойственного числа от существительного «межда» (старославянское соответствие восточнославянскому «межа»).
Начиная с 13 в. в памятниках отмечается смешение форм Д. ч. и мн.ч., свидетельствующее об исчезновении особого грамматического значения двойственности, в совр. рус. языке оно отсутствует (из слав, языков Д. ч. сохранили только словен. и серболужицкие языки). Следы Д. ч. можно обнаружить, напр., в форме им. п. мн. ч. существительных рукава, плечи, колени (из колене) и других названий парных предметов (по происхождению это формы Д. ч.). В совр. языке слово два в форме им. п. (а также три, четыре, уподобившиеся ему по синтаксическим связям) управляет формой род. п. ед. ч., к-рая у существительных муж. рода типа стол исторически восходит к форме им.-вин. п. Д. ч., у ряда форм существительных отмечено особое ударение: два часа (ср. и часа не в два ряда (ср. вышел из ряда) и т. п.; на основании этих акцентных различий в совр. рус. языке выделяют особую счётную форму существительных. Утрата Д. ч. привела к изменению структуры категории числа, к-рая из трёхчленной стала двучленной (см. Число), произошёл сдвиг в сторону большей абстрактности грамматических значений.
А. Грибер
В древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало еще одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это - двойственное число.
Наличие трех чисел было унаследовано древнерусским языком от праславянского языка, в котором это, в свою очередь, было общеевропейским наследством.
С развитием языка понятие двойственности утрачивается, уступая место простой множественности. Хотя есть современные языки, например иврит, в котором двойственное число существует и сейчас.
В древнерусском языке, как и в иных языках, двойственное число употреблялось для обозначения двух или парных предметов. Существительные в форме двойственного числа, так же как в формах единственного и множественного языков, изменялись по падежам.
Однако если в двух последних числах существительные имели достаточно разнообразные падежные формы, то в двойственном числе, по существу, различались только три такие формы:
2) для родительного и местного падежей;
3) для дательного и творительного падежей.
Утрата двойственного числа - явление сравнительно позднее: предполагают, что это относится к эпохе после образования трех восточнославянских языков, то есть к эпохе XIV - XV вв.
Итак, в истории русского языка двойственное число исчезло, но в современном языке остались его следы.
К ним, прежде всего, относятся формы с ударным окончанием «-а», которые образованы от слов, обозначающих парные предметы: «рога, бока, глаза, берега, рукава». Все они по происхождению являются формами именительного падежа двойственного числа.
Именительный падеж множественного числа имел окончание «-и»: «рози, боци, глази, берези, рукави».
Подразумевая множественное число, мы ставим эти слова в форму двойственного.
Такой же характер имеют и формы «плечи, колени», которые являются по происхождению формой именительного падежа двойственного числа от слов «плечо, колено» (форма именительного падежа множественного числа была «плеча, колена»).
Сравните у Пушкина: "Умыть лицо, плеча и груди" ("Евгений Онегин").
Форма слова "уши" не объяснима от формы слова "ухо". Поэтому С. П. Обнорский предполагал форму именительного падежа единственного числа – «ушь». В этом случае слово «уши» является формой именительного падежа двойственного числа.
Остатком двойственного числа в русском языке выступает и наречие «воочию», которое является по происхождению формой местного падежа двойственного числа от слова "око" с предлогом «въ».
"Окаменевшей" формой двойственного числа является современный предлог «между». По происхождению это местный падеж двойственного числа от существительного «межда» (старославянское соответствие восточнославянскому «межа»).