Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. на дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело. — знаешь ли что? — сказал брат сестре. — в школу мы ещё успеем. в школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, весело. послушай, как кричат там птички! а белок-то, белок сколько прыгает по веткам! не пойти ли нам туда, сестра? сестре понравилось предложение брата. дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелёными кустами, под кудрявыми берёзками. в роще, точно, было весело и шумно. птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве. прежде всего дети увидели золотого жучка. — поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку. — с удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед. — поиграй с нами, — сказали дети жёлтой мохнатой пчеле. — некогда мне играть с вами, — отвечала пчёлка, — мне нужно собирать мёд. — а ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья. но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить своё хитрое жильё. дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму. голубь сказал: — строю гнездо для своих маленьких деток. серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду. детям стало скучно, потому что все были заняты своим делом и никто не хотел играть с ними. они подбежали к ручью. журча по камням, пробегал ручей через рощу. — тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — поиграй же с нами! — как! мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — ах вы, ленивые дети! посмотрите на меня: я работаю днём и ночью и не знаю ни минуты покоя. разве не я пою людей и животных? кто же, кроме меня, моет бельё, вертит мельничные колёса, носит лодки и тушит ? о, у меня столько работы, что голова идёт кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням. детям стало ещё скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. но в это самое время мальчик приметил на зелёной ветке крошечную красивую малиновку. она сидела, казалось, спокойно и от нечего делать насвистывала превесёлую песенку. — эй ты, весёлый запевала! — закричал малиновке мальчик. — тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами. — как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. а вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? в школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да ещё мешаете другим дело делать. идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать. 1. определите и запишите основную мысль текста. 2. какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что брат с сестрой поступили, как маленькие лентяи? запишите ответ.
1. Сделал дело–гуляй смело
2. Дети решили поиграть, вместо того чтобы идти учится в школу, ибо там по их мнению скучно и душно.