Дорога зовет Отчего так прекрасно все дорожное, временное и мимолетное? Почему особенно важны дорожные встречи, драгоценны закаты, и сумерки, и короткие ночлеги? Или хруст колес, топот копыт, звук мотора, ветер, веющий в лицо, - все плывущее мимо, назад, мелькающее, поворачивающееся?..
Как бы ни были хороши люди, у которых жил, как бы ни было по сердцу место, где какие-то дни, где думалось, говорилось, и слушалось, и смотрелось, но ехать дальше - великое наслаждение! Все напряжено, все ликует: дальше, дальше на новые места, к новым людям! Еще раз обрадоваться движению, еще раз пойти или поехать, понестись - неважно на чем: на машине, на пароходе, в телеге, на поезде ли...
Едешь днем или ночью, утром или в сумерках, и все думается, что то, что было позади, вчера, - это хорошо, но не так хорошо, как будет впереди.
Какими только не бывают дороги! Тяжелые, разъезженные, грязные, пыльные, гладкие и чистые – блистающие сухим глянцем асфальта широкие шоссе, каменистые тропы, отмелые песчаные берега, где песок тверд и скрипуч, дороги древние, по которым еще татары скакали, и новые, с крашенными известью километровыми столбиками, дороги полевые и лесные, сумрачные даже в солнечный день.
Но все проходит: усталость, злость, бешенство, нетерпение и тупая покорность от дорожных трудностей; не проходит вовеки только очарование движения, память о счастье, о ветре, о стуке колес, шуме воды или шорохе собственных шагов.
(Ю. Казаков)
I. Задания для письменного анализа текста.
Определите стиль и тип текста. Аргументируйте свой ответ. -
Выпишите синонимы и определите их стилистическую функцию. Чем различаются синонимы, входящие в синонимический ряд? -
Выпишите из текста по одному примеру однородных и неоднородных определений с определяемым словом и объясните постановку (или отсутствие) запятой между ними. -
Итого:
Тема урока. М. Ауэзов « Сирота».
Цель урока: осознание детьми проблемы взаимоотношений взрослых и ребенка, переживших смерть близких.
Задачи урока.
Обучающие развитию устной, выразительной речи; развитие мышления, воображения, памяти при изучении литературоведческих понятий, развивать творческие через метод критического мышления. Воспитывающие : воспитание навыков эмоционального
восприятия художественного произведения; осуществление нравственного и гуманистического воспитания, через восприятие текста.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
Посмотрите, ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира, и добра.
II. ПОБУЖДЕНИЕ.
Ребята, на уроке мы с вами прочитали рассказ Мухтара Ауэзова « Сирота».
У кого из вас этот рассказ вызвал сострадание к чужому одиночеству?
Как вы ее понимаете? Кого называют сиротой?
Какие определения, вы можете подобрать к этому слову?
СИРОТА
Бедный одинокий
круглый сирота ненужный несчастный
Кому из героев рассказа подходят эти слова? (Касыму)
III.РЕАЛИЗАЦИЯ.
Предлагаю ключевой вопрос:
- Через какие испытания пришлось пройти герою?
- Подберите эпитеты, которые характеризуют его прежнюю жизнь.
Каким глаголом можно передать их отношение? (сочувствовали)
Был ли он счастлив после смерти родителей?
А бывал ли он счастлив хоть иногда?( только во сне)
Так какой же стала его жизнь?
Но ведь мальчик не остался один, его взял к себе сосед Иса и его жена Кадиша- добрые же люди, которые сироте? Так ли это?
Иса распоряжается чужим скотом.
Касыма отправляют на целый день собирать кизяк.
Иса и Кадиша бьют и ругают мальчика.
Дети издеваются над Касымом.
И мы видим, что жизнь мальчика стала невыносимой.
- Что пытались сделать окружающие?
( Они осуждали Ису, говорили, что не надо зариться , на сиротское добро, нельзя обижать мальчика).
« Сиротство как тяжелый камень, давило его все больше и больше».
Как изменился герой?
ли ему окружающие?
( Соседки и старики замечали все, но не Дитя еще! Ну что он может сделать?»)
-Как можно охарактеризовать такое поведение окружающих людей?
( Они были равнодушными)
- Так почему Касым ушел из аула?
-Я предлагаю послушать, что думал сам мальчик.
( Рассказ ученика от первого лица).
- А теперь еще раз подумаем: кто виноват в смерти Касыма?
Вывод: прямые виновники в смерти мальчика- это нечистая
сила, Иса и Кадиша. Косвенные виновники те, кто видел все , но ничего не сделал, чтобы мальчика . Это - старики, соседи , аульные ребята.
Не зря у казахов есть такая пословица:
« Бессловесен тот, кто одинок. Он безмолвен, как мертвец в могиле. Одинокий путник не ходок, он и в поле не поднимет пыли»
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
Что понравилось вам на уроке? Какое настроение у вас было в течение всего урока. Какие моменты урока произвели на вас впечатление?
-Ребята, что мы должны извлечь из нашего урока'
-Каким должен быть человек?
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ .
Составить эссе: « Как можно было Касыму?»
Объяснение:
длина
пловцы
растут
соберется
поднимаются
проглатывается
запятые указаны ниже
Цеторинус максимус – вторая по величине акула в мире. ДЛИНА её достигает 15 метров, а вес – 4 тонн. ПЛОВЦЫ они компанейские. Плавают целой стаей, выставив на поверхность двухметровые плавники. Синхронные движения, плывущих в затылок десятка акул, производят впечатление плывущего, по блистающей поверхности моря, змея. Цеторинус питается планктоном. Зубы у него всего 5 миллиметров длинной. Зато РАСТУТ они в семь рядов. В каждой из 10 жаберных щелей цеторинуса торчит по тысяче выступов. Это жаберные гребёнки. Как только акула СОБЕРЁТСЯ поесть, она открывает пасть, гребёнки ПОДНИМАЮТСЯ и планктон вместе с едой проходит, как сквозь сито. Когда пасть захлопнется, гребёнки опускаются, вода идёт в жабры, а планктон ПРОГЛАТЫВАЕТСЯ.