Дополните текст рассуждением о роли совести в формировании нравственной личности. честь, порядочность и совесть честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек – не человек. «зачитать» книгу, «забыть» вернуть её сейчас это стало как бы в порядке вещей. распространилось новое явление – «интеллектуальное» воровство, вроде бы вполне извинительное, оправдываемое тягой к культуре. иногда говорят, что «зачитать» книгу – это признак интеллигентности. подумайте только: бесчестный поступок – и интеллигентность! мы разучились отличать чёрное от белого. когда-нибудь случайно вспомнится вам незначительный эпизод, когда поступились совестью в будто бы безобидном и ничтожном, – и вы почувствуете укор совести. и вы поймёте, что если кто и пострадал от вашего поступка, то в первую очередь вы сами. а ведь в жизни могут быть и тяжёлые ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. человек должен уметь жертвовать собой. конечно, такая жертва – это героический поступок. но на него нужно тревоги они подсказывают, учат, они не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека. (174 слова) (по д. лихачёву)